По оценке старшего научного сотрудника Центра японских исследований ИКСА РАН Константина Корнеева, японо-российское экономическое сотрудничество переживает сложные времена. По итогам 2023 года товарооборот между странами сократился на 45% и составил порядка 9 млрд долларов.
«Снижение в совокупности затронуло все значимые сегменты – минерально-сырьевые ресурсы, дорожный транспорт и запчасти к нему, промышленное и медицинское оборудование, полимеры. Восходящий тренд пока демонстрирует сельское хозяйство – экспорт зерновых из России в Японию вырос более чем в три раза по отношению к 2022 году», – уточняет эксперт.
Причины продолжающегося сотрудничества – сельскохозяйственный сектор не находится под прямыми санкциями, и у японских компаний есть пространство для маневра, к тому же российские производители предлагают цены ниже среднемировых.
<...>
«Что касается энергетики, то Япония сохраняет свое участие в нефтегазовых проектах Сахалин-1 и Сахалин-2, идут поставки и в рамках проекта Ямал-СПГ по Северному морскому пути. Однако и здесь прослеживается тенденция к постепенному снижению объемов: по итогам 2023 года закупки Японией российского СПГ снизились почти на 20%. Впрочем, это отчасти связано и со снижением потребления газа в самой Японии по причине ввода в строй нескольких энергоблоков АЭС, остановленных еще в 2011-2012 годах. Тем не менее российский газ по-прежнему закрывает около 8% потребностей всей японской экономики», – констатирует Константин Корнеев.
Япония практически перестала покупать у России сырую нефть и уголь, однако официальных заявлений о полном отказе от импорта этих ресурсов из России не поступало. «Возможно, закупки будут возобновлены, что напрямую зависит от текущих потребностей Японии и ситуации с альтернативными поставщиками», – отмечают аналитики.
Таким образом, сохраняется устойчивая перспектива продолжения сотрудничества в сфере торговли первичными энергоресурсами. По остальным направлениям невозможно дать сколько-нибудь предметный прогноз – слишком многое зависит от геополитических раскладов и позиции третьих стран, к которым прислушивается Токио. «Фактически Япония не самостоятельна в формировании и реализации своей внешнеэкономической политики в отношении России», – отмечают в Центре японских исследований ИКСА РАН.
Полностью материал доступен на сайте журнала «Компания».
Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.
Фото: unsplash