Американский “ядерный зонтик” для Тайваня: предвыборная риторика ДПП или реальный сценарий?

Научный сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией, член СМУ ИКСА РАН Анна Волошина приняла участие в конференции молодых учёных и аспирантов «США в 2023 году», выступив с докладом на тему: «Американский “ядерный зонтик” для Тайваня: предвыборная риторика ДПП или реальный сценарий?». Конференция, которая на ежегодной основе организуется Советом молодых ученых Института США и Канады РАН, состоялась 19-20 октября в целях обсуждения широкого круга вопросов, связанных с местом и ролью США в глобальных политических процессах; наиболее актуальных проблем американской экономики и внутренней политики; влияния США на современную архитектуру международной безопасности; и текущего состояния российско-американских отношений.

В ходе доклада Анна Волошина осветила исторический прецедент взятия контролируемых Гоминьданом Тайваня и ряда островных групп под защиту американского ядерного оружия в годы холодной войны и юридическую базу для этого шага, созданную США и Китайской Республикой. Проследив эволюцию политики Вашингтона в отношении КНР и «тайваньского вопроса», докладчик проанализировала текущие дебаты политического истеблишмента и научных кругов США и Тайваня по поводу возможности повторного официального подключения острова к американской системе расширенного ядерного сдерживания, а также комментарии главы внешнеполитического ведомства Тайваня У Чжаосе о наличии контактов с Соединенными Штатами по вопросам предоставления острову «ядерного зонтика» от 22 мая 2023 г.

«Перспектива того, что США в обозримом будущем возьмут на себя официальные обязательства по защите Тайваня своим ядерным оружием, крайне маловероятна. Юридической основой текущей политики США в отношении острова выступает «Закон об отношениях с Тайванем» 1979 г., в соответствии с которым Вашингтон придерживается «стратегической неопределенности» относительно характера своих действий (или даже возможного бездействия) в случае кризиса вокруг Тайваня. Это позволяет администрации США демонстрировать по крайней мере риторическую приверженность политике «одного Китая» и сохранять свободу рук в определении мер, адекватных возникшей ситуации, исходя из своих собственных интересов. Прямые гарантии для тайваньской администрации означали бы передачу ей права на втягивание США в ядерный конфликт и подрыв системы сдерживания, не дававшей тайваньским властям на протяжении последних 30 лет двигаться в сторону объявления независимости острова де-юре. Более того, демонстративное подключение Тайваня к системе расширенного ядерного сдерживания будет означать фактическое возобновление оборонного союза между США и Китайской Республикой, аннуляция которого была предварительным условием Пекина для установления дипломатических отношений с Вашингтоном. Это красная черта для КНР, и заявления администрации США за последний год подтверждают, что Вашингтон скорректировал свой курс дабы вернуться в русло «стратегической неопределенности». Так, президент Дж. Байден воздерживается от новых заявлений о наличии обязательств по защите Тайваня, а помощник министра обороны по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Илай Ратнер недавно ясно дал понять, что сегодняшняя политика Вашингтона уже обеспечивает «реальное и сильное» сдерживание Пекина и США не собираются переходить к стратегической ясности, “так как это усилит политическую напряженность и повысит вероятность конфликта”», – сказала Анна Волошина.

В заключение Анна предложила свою оценку заявления У Чжаосе, демонстрируя связь его появления с внутриполитическими процессами на острове.

 

Программа конференции доступна по ссылке.

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.