Андрей Руденко: Россия традиционно славится своей школой китаеведения, история которой насчитывает не одно столетие

Читайте интервью заместителя министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю. Руденко журналу «Российское китаеведение» эксклюзивно на сайте Института Китая и современной Азии РАН.


РК — Уважаемый Андрей Юрьевич! Благодарим Вас за согласие войти в состав редакционного совета нашего журнала и ответить на наши вопросы. И первый вопрос Вам как ответственному за китайское направление нашей внешней политики: какова сегодня роль Китая на международной арене?

АР — Роль Пекина в международных делах объективно возрастает. И для нас важны не столько масштабы этого влияния, сколько его качество. Китай выступает как миролюбивая и ответственная великая держава, проводит независимую внешнюю политику, по праву занимает место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Пекин не только эффективно занимается внутренним развитием, но и готов делиться своим успехом с друзьями. Это наш добрый сосед и стратегический партнер.

На протяжении последнего десятилетия мы видим, как Китай, по мере роста своей совокупной мощи, переходит ко все более активному отстаиванию собственных интересов не только в региональном, но и в глобальном масштабах. Отмечаем выдвинутые китайскими партнерами инициативы в области глобального развития, глобальной безопасности. Изложенные в них подходы во многом созвучны нашим собственным.

Курс на укрепление комплексного взаимодействия с Китаем остается безусловным приоритетом нашей внешней политики, носит устойчивый и долгосрочный характер, полностью отвечает интересам народов двух государств. Дополнительным катализатором углубления российско-китайской внешнеполитической координации послужили тектонические сдвиги в современном геополитическом ландшафте, глубокая трансформация системы глобального управления и миропорядка, безнаказанное нарушение странами коллективного Запада основополагающих международных норм и договоренностей, использование ими практики «двойных стандартов» и нелегитимного санкционного давления. Важным объединяющим фактором российско-китайской связки на мировой арене также является совпадение или близость подходов двух стран к международным делам в глобальном и региональном измерениях.

Наши страны играют важную стабилизирующую роль в современной, далеко не простой, международной обстановке, способствуют процессам демократизации системы межгосударственных отношений, чтобы придать этой системе более справедливый, инклюзивный характер. Вместе работаем над укреплением центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в мировых делах, стремимся не допустить размывания международно-правовой системы, в центре которой — Устав ООН.

Россия и Китай придерживаются конструктивного и здравого подхода к выстраиванию отношений с третьими государствами, разделяя позиции по абсолютному большинству актуальных вопросов международной повестки дня. Наличие собственных интересов в сфере обеспечения национальной безопасности не мешает нашим странам прислушиваться к точке зрения друг друга и действовать солидарно при формировании подходов к тем или иным глобальным и региональным вызовам.

РК — Каково, на Ваш взгляд, значение Китая для современной России?

АР — Для начала хотел бы привести некоторые цифры. По размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Китай занимает 1-е место в мире, а по его номинальному размеру — 2-е. В минувшем году ВВП Китая вырос на 3 % до 121 трлн юаней (17,94 трлн долл.). Доля КНР в мировой экономике в 2021 г. увеличилась и составила 18,5 %. Кроме того, КНР возглавляет мировой рейтинг по объему товарооборота. Поднебесная является главным торговым партнером более чем 140 стран и регионов, в том числе и Российской Федерации (начиная с 2010 г.).

Существенно модернизировав и укрепив в последние десятилетия народно-хозяйственный комплекс, упрочив научно-технологический, производственный и военно-политический потенциал, Китай превратился в одного из ключевых акторов не только регионального, но и глобального уровня, оставаясь при этом самостоятельным цивилизационным полюсом с собственной системой ценностей и мировоззренческой моделью.

В Китае говорят, что «близкий сосед лучше дальнего родственника». Совместными усилиями наша общая граница протяженностью более 4300 км стала поясом дружбы и сотрудничества. Мы веками живем «бок о бок», а в периоды исторических испытаний вставали «спина к спине» — в годы Второй мировой войны и сейчас, когда коллективный Запад во главе с США взял курс на двойное сдерживание наших стран, провоцируя нестабильность на нашем общем внешнем периметре. Таким образом, и для Москвы, и для Пекина выстраивание конструктивных двусторонних отношений важно с точки зрения обеспечения безопасности и создания благоприятных условий для национального развития и повышения благосостояния. Этот курс имеет непреложный приоритет и стратегическое значение, а в текущих условиях, когда наша страна переориентирует часть экономических связей на Восток, роль Китая и ряда других азиатских государств закономерно усиливается.

РК — Как развиваются российско-китайские отношения в последнее время? Какие изменения произошли за последний год?

АР — Взаимодействие России и Китая сегодня достигло беспрецедентно высокого уровня, а линия на его дальнейшее расширение полностью отвечает долгосрочным задачам национального развития наших государств. Согласно общей оценке лидеров наших стран — Президента В.В. Путина и Председателя Си Цзиньпина — отношения России и Китая являются образцом межгосударственного сотрудничества в XXI веке. Они строятся на прочном фундаменте взаимного доверия, невмешательства во внутренние дела, обоюдной поддержки в вопросах, затрагивающих коренные интересы друг друга. В условиях негативных внешних факторов отношения России и Китая не просто остаются устойчивыми, стабильными и самодостаточными, а становятся еще крепче, что подтверждает широкую базу общих интересов и существенный запас прочности нашей двусторонней стратегической связки.

Крайне важно, что в прошлом году после двухлетней пандемийной паузы восстановились очные контакты между главами наших государств. 4 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил Китай в привязке к открытию Пекинской зимней олимпиады и провел обстоятельные переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры приняли весомое Совместное заявление, в котором отмечено, что «дружба между двумя государствами не имеет границ», а «в сотрудничестве нет запретных зон». Был подписан солидный пакет двусторонних документов. 15 сентября главы государств встретились в Самарканде на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества, где предметно обсудили торгово-экономическое сотрудничество и ключевые вопросы региональной повестки. 30 декабря провели содержательные переговоры по видеосвязи, в ходе которых подвели итоги 2022 года и наметили новые большие планы. Согласно очередности, в марте 2023 года нашу страну посетил Председатель КНР, в ходе успешного визита которого был подписан целый ряд документов, значительно углубляющих российско-китайское сотрудничество.

Даже в условиях усиливающегося внешнего прессинга материальная база двусторонних отношений продолжает укрепляться. В прошлом году товарооборот между нашими странами побил новый рекорд и превысил 185 млрд долл. Причем положительная динамика его прироста — порядка 30 % в год — сохраняется уже второй год подряд, что свидетельствует о высокой степени устойчивости наших практических связей, хорошей взаимодополняемости экономик России и Китая, сохраняющемся потенциале для дальнейшего сотрудничества.

В энергетической сфере Россия поступательно наращивает сотрудничество с Китаем: планомерно увеличиваются поставки российской нефти и природного газа, углубляется взаимная кооперация в строительстве атомных электростанций. В области транспорта в прошлом году произошло сразу два значимых события: введены в эксплуатацию трансграничные мосты — автомобильный в районе городов Благовещенск и Хэйхэ и железнодорожный в районе населенных пунктов Нижнеленинское и Тунцзян. Расширяется кооперация в сельском хозяйстве, промышленности, а также в таких высокотехнологичных сферах, как космос и телекоммуникации. В 2022—2023 гг. Россия и Китай успешно реализуют очередной масштабный межгосударственный проект — Годы сотрудничества в области физической культуры и спорта. Стороны выступают с единых позиций против политизации спорта.

C учетом снятия в Китае противоэпидемических ограничений мы быстро восстанавливаем динамику двусторонних контактов по всем направлениям сотрудничества. В текущем году уже состоялся визит в Москву руководителя Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, в ходе которого он был принят Президентом России В.В. Путиным, а также провел встречи с секретарем Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушевым, министром С.В. Лавровым. «На полях» СМИД [Совет министров иностранных дел (прим. ред.)] «Группы двадцати» в Нью-Дели 2 марта министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров провел первый очный контакт с новым китайским мининдел Цинь Ганом. До конца года в предварительном плане намечена большая программа контактов на высшем и высоком уровнях. Условлено о наращивании внешнеполитической координации, в том числе на многосторонних площадках.

РК — Нашим читателям, занимающимся изучением Китая, было бы интересно узнать: как сложилось, что Вы стали изучать китайский язык?

АР — Это произошло совершенно случайно, как и многое в жизни. Накануне нового учебного года — а я должен был идти в пятый класс обычной средней школы — мои родители решили перевести меня в специнтернат № 11, где помимо английского преподавали еще и китайский язык. О чем они тогда думали, мне до сих пор неведомо. Уж точно не о моих перспективах. В начале 70-х советско-китайские отношения переживали, мягко говоря, не самые лучшие времена, у всех на памяти были недавние события на острове Даманский. К Китаю мои родители относились ровно, изредка вспоминая о нашей дружбе 50-х годов и прекрасных китайских термосах. «Русский с китайцем — братья навек» — часто напевала мама слова из известной песни своей юности. На этом знания о Поднебесной заканчивались. Она оставалась для многих закрытой «терра инкогнита», где происходили непонятные для большинства вещи.

Но для меня лично перевод в китайскую школу стал водоразделом. Передо мной неожиданно открылся абсолютно новый волшебный мир, наполненный мистикой, легендами, Великой стеной и фарфором. И самой главное, тайной китайского иероглифа с его удивительной и не сравнимой ни с чем внутренней логикой и красотой. От этого нельзя было оторваться даже в свободное время. Часами заполняя страницы, строчка за строчкой, палочками и загогулинами, мечталось когда-нибудь расшифровать эту великую тайну и понять культуру и людей, живущих в этой необычной стране. Не уверен, что до конца это кому-то удалось... Но это чувство приобщенности к чему-то прекрасному, таинственному и сверхъестественному сохранилось на всю жизнь, чем бы потом не занимался.

Уверен, что с таким же ощущением живут все те, кто когда-либо соприкасались с изучением Китая. Они по-особому воспринимают действительность и происходящие события, по-особому, весьма аккуратно, тщательно и бережно, подходят к их анализу. И всегда сразу — по особым признакам, как члены некого таинственного масонского ордена, узнают друг друга.

РК — Как Вы оцениваете уровень китаеведческого образования в современной России и его необходимость?

АР — Россия традиционно славится своей школой китаеведения, история которой насчитывает не одно столетие. Накопленные глубокие знания о нашем великом соседе, его традициях, истории и культуре, особенностях государственного устройства и подходах к выстраиванию международных отношений, солидные исследования в области литературы и лингвистики — все это прочный фундамент или, иными словами, ценнейшая научно-исследовательская база, которая служит задаче понимания современного Китая и дальнейшего поступательного развития двусторонних отношений.

За долгую и славную историю нашей синологической школы ее важность и актуальность никогда не ставилась под сомнение. Современные темпы развития и масштабы взаимодействия российско-китайского сотрудничества диктуют потребность в кадрах с разносторонней подготовкой, не только отлично владеющих китайским языком, но и имеющих богатые познания о стране, ориентирующихся в тонкостях специальности и оперирующих профессиональной терминологией. Сегодня подготовка профильных экспертов со знанием языка ведется практически во всех регионах страны во множестве вузов, количество которых за последние годы существенно увеличилось. К сожалению, иногда в ущерб качеству. Вместе с тем очевидно, что тренд на изучение Китая, интерес к стране, носят долговременный характер и будут сохраняться в обозримой перспективе, а уровень образования — возрастать.

Убежден, что в условиях стремительного развития науки и технологий, образовательных методик системный, многоступенчатый подход к воспитанию новых поколений специалистов со знанием китайского языка является залогом продолжения традиций отечественной школы китаеведения и повышения ее престижа.

РК — На что стоит обратить внимание экспертам по Китаю из академических институтов и вузов в их изучении этой страны?

АР — Министерство иностранных дел активно и весьма плодотворно взаимодействует с российским экспертным сообществом и отечественными академическими кругами. К примеру, успешно функционирует Научный совет при министре иностранных дел. Не скрою, ряд оценок и предложений были учтены при работе с новой концепцией внешней политики Российской Федерации. Ежегодно под патронажем руководства внешнеполитических ведомств России и Китая проводятся конференции по линии Российского совета по международным делам и Китайской академии общественных наук.

Высокое качество научной экспертизы фундаментальных явлений международной жизни, а также глубина оперативной аналитики текущих событий — традиционная черта отечественной академической школы, чьи славные традиции продолжают развиваться. Этот подвижнический труд особенно востребован сегодня, когда международные отношения переживают очередную смену системы координат, происходит переустройство глобального управления, в том числе на фоне технологической революции, что сопровождается возвышением новых центров силы, к числу которых, несомненно, относится Китай.

В России сегодня есть целый ряд талантливых, опытных специалистов по Китаю, в том числе среди «нового поколения» — тех, кто начал активную трудовую деятельность в 2000-е и 2010-е годы. Востребованы исследования, которые опираются на комплексный подход и реалистичные позиции, а также анализ максимально широкого спектра внутренних и внешних факторов развития китайского государства с прицелом на использование потенциала нашего восточного соседа в интересах социально-экономической модернизации России. При этом необходимо учитывать такие тренды, как объявленный Вашингтоном долгосрочный курс на сдерживание Китая, а также новые реалии, которые складываются в условиях спровоцированного Западом конфликта на Украине.

РК — Какой бы Вы могли дать совет молодому китаеведу?

АР — Как говорят опытные китаеведы, профессиональное изучение китайского языка — это не просто специализация, не просто изучение языка, но выбор жизненного пути, наполненного интересными «встречами  на  перекрестках». В изучении языка не обойтись без понимания разных аспектов жизни китайской цивилизации. Здесь я рекомендовал бы набраться терпения и постоянно расширять накопленный багаж знаний. Сами китайцы отмечают, что сложнее всего дается именно первый этап, но «дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Надо его сделать и упорно идти вперед. Труды по освоению этой дороги окупятся сторицей.

Работая с Поднебесной необходимо учитывать, что китайский народ трепетно относится к собственной истории, дорожит богатейшим культурным наследием. Все это в значительной степени формирует мировосприятие рядовых обывателей, в том числе и молодого поколения. В китайских школах по-прежнему изучают древнекитайский язык «вэньянь», а на уроках литературы наизусть декламируют древние стихи, особенно эпох Тан и Сун. Понимание основ «культурного кода» как залога выстраивания доверительных отношений и достижения взаимопонимания с партнерами остается незаменимым даже в эпоху интернета, искусственного интеллекта и метавселенных. Китайцы воспринимают мир новейших технологий через призму своей культурной матрицы. Поэтому подходить к погружению в китайские реалии стоит не торопясь и осознанно. Цитируя мудреца Конфуция, «Учение без размышлений ведет к заблуждениям, размышления без учебы бесполезны» (学而不思则罔,思而不学则殆).

Рекомендовал бы не игнорировать работы наших выдающихся китаистов. Россия — одна из немногих стран мира, которая по праву может гордиться своей китаеведческой школой — ее история насчитывает несколько веков. Зарождение отечественного китаеведения тесно связано с учрежденной по указу Петра I Русской духовной миссией в Пекине. Первый руководитель миссии прибыл в Китай в 1716 г., а многие поколения людей, трудившихся там, стали нашими первыми экспертами по стране. Впоследствии миссия перебросила «мостик» в современность — на ее бывшей территории сегодня находится Посольство России в КНР. Разумеется, полезным будет обращение к трудам таких патриархов и «титанов» науки о Китае, как В.С. Мясников, М.В. Крюков, М.Л. Титаренко, С.Л. Тихвинский.

Рекомендовал бы, в особенности младшему поколению коллег, не отставать от последних трендов в китайской медиасфере. Актуальная информация может быть взята на социальных платформах, где активно представлена молодая аудитория. Понимание китайских классических и современных произведений культуры и искусства также поможет найти общие темы в общении со сверстниками из КНР.

Образование, разумеется, неотделимо от эмпирического опыта. На эту тему китайцы говорят, что лучше «пройти дорогу в десять тысяч ли, чем прочитать десять тысяч книг» — 读万卷书不如行万里路. Возможность учиться или работать в самом Китае — бесценна с точки зрения накопления знаний и представлений о стране и ее людях.

В целом же молодым китаеведам хочется сказать, что они сделали правильный выбор. Я желаю им неиссякаемой энергии и заинтересованности в изучении Китая, ярких впечатлений от увлекательного путешествия в цивилизацию, насчитывающую тысячи лет, удовлетворения от работы со страной, такой близкой и одновременно далекой, сочетающей в себе передовые технологии будущего и сохраняющей многовековые традиции.

В добрый путь и успехов в работе!


Выпуск «Российское китаеведение» №1 (2) / 2023 доступен в электронной библиотеке ИКСА РАН, а также на сайте журнала.

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото : © Министерство иностранных дел Российской Федерации