Анна Волошина на конференции «Мировой океан – пространство сотрудничества и конкуренции»
Научный сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИКСА РАН Анна Волошина приняла участие в II международной научно-практической конференции «Мировой океан – пространство сотрудничества и конкуренции», посвященной памяти Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, выступив с докладом на тему: «Статус Тайваньского пролива: позиции КНР и США».
Конференция прошла 13–14 декабря в ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, собрав исследователей из России, Китая, Индии, ряда государств Южной и Юго-Восточной Азии и других регионов мира для обсуждения актуальных вопросов морской безопасности, проблем норм международного морского права, развития «синей экономики» и добычи морских ресурсов.
Осветив геостратегическое положение Тайваньского пролива и его значение как одного из самых оживлённых морских путей в мире, Анна в своем докладе отметила, что вопрос юридического статуса Тайваньского пролива вышел на первый план в последние годы, когда на фоне дестабилизации отношений Пекина и Тайбэя произошло наращивание активности военно-морских сил США и их союзников в водах пролива.
«Прежде США с большей осторожностью подходили к отправке своих военных кораблей через Тайваньский пролив, фактически признавая чувствительность таких проходов для Пекина. Например, первый с 1979 г. транзит американского авианосца через эти воды случился лишь в декабре 1995 г., в разгар так называемого «третьего кризиса в Тайваньском проливе». При этом американская сторона не только публично не заявляла об этом проходе, но и позже подчеркивала, что он не являлся политическим жестом и был предпринят по логистическим соображениям ввиду "плохой погоды". При администрациях Дж. Буша и Б. Обамы большая часть транзитов также проходила с акцентом на логистической, а не политической необходимости, без громких официальных объявлений и широкого освещения в прессе. Ситуация кардинально изменилась при Д. Трампе и Дж. Байдене: проходы в качестве операций по обеспечению свободы навигации стали использоваться в качестве четкого политического сигнала Пекину. С 2020 г. транзит ВМС США через Тайваньский пролив происходит практически ежемесячно с широким публичным освещением и часто с участием судов союзников и партнеров. Австралия стала осуществлять транзиты c 2017 г., Франция и Канада – с 2019 г., а в сентябре 2021 г. впервые за долгое время направила военный корабль через Тайваньский пролив Великобритания. Эта активность вынесла на первый план разногласия КНР и США по статусу Тайваньского пролива, в корне которых – проблема определения того, какими правами (и в каком объеме) обладают некитайские военные суда в отношении транзита и проведения каких-либо операций в Тайваньском проливе».
В ходе доклада Анна рассмотрела юридический статус Тайваньского пролива с точки зрения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и сравнила интерпретацию Китаем и США положений Конвенции, касающихся прав военных судов при проходе через территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону. Также были рассмотрены положения принятых в 2021 г. Закона КНР о морской полиции и поправок к Закону КНР о безопасности морского движения и сделан вывод об их значении в деле расширения возможностей Пекина для защиты своих национальных интересов в Тайваньском проливе.