Азурит, малахит и золото – нужны ли они для того, чтобы изобразить горы и воду в традиционной китайской технике?

Научный сотрудник Центра изучения культуры Китая Института Дальнего Востока РАН Анна Ильинична Донченко прочитала открытую лекцию о традиционном китайском пейзаже из цикла «Основные жанры китайской традиционной живописи». Лекция состоялась в культурном центре «Белые облака» 5 февраля 2022 г.

Для изготовления традиционных минеральных красок использовали растёртые азурит (синяя краска), малахит (зелёная), и поэтому полихромные традиционные пейзажи получались такими яркими – и дорогими.

Сначала художники учатся писать монохромные пейзажи, чтобы научиться работать с оттенками и плотностью чёрного цвета, однако монохромный пейзаж существует и как отдельное направление жанра.

Китайский пейзаж невозможно нарисовать по фотографии, потому что перспектива фотоснимка не передаёт того, что видит художник, а также то, что он знает об этой местности. Отвечая на вопросы слушателей лекции Анна Донченко рассказала, что и русский пейзаж так же можно написать в традиционной китайской технике, сама она писала кавказские пейзажи, но китайскому живописцу, специализирующемуся на изображении гор, нужно время, чтобы привыкнуть к равнинной русской природе.

Один из ключевых моментов лекций А.И. Донченко – демонстрация процесса создания картины в том жанре, о котором прочитана лекция, чтобы слушатели могли воочию наблюдать, как принципы и приёмы, о которых они только что узнали, воплощаются в реальности на бумаге. Во время субботней лекции эта часть получилась интерактивной – слушатели лекции попросили художницу изобразить фигуру человека на пейзаже.

––––––––

Анна Донченко – эксперт и автор научных работ по изобразительному искусству и культуре Китая. Также Анна достигла необыкновенного мастерства в традиционной китайской живописи, росписи по фарфору и каллиграфии. Она училась в Китайской академии искусств (г. Ханчжоу, пров. Чжэцзян), получила звание специально приглашенного художника Академии живописи «Цинлюй шаньшуй» (г. Пекин) с правом преподавать живопись в КНР. Персональные выставки Анны проходили в Китае и России, её картины – часть постоянной экспозиции музея «Дамин Июань» (г. Наньтунь, пров. Цзянси). Живопись Анны Донченко включена в Государственный каталог РФ и является частью культурного достояния народов России.

Полностью открытую лекцию Анны Донченко «Горы и воды» о традиционном китайском пейзаже смотрите по ссылке >>>