Для Пекина железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан имеет стратегическое значение

Три страны – Китай, Киргизия и Узбекистан – готовятся к историческому событию: в августе состоится торжественная церемония запуска строительства железной дороги, соединяющей эти государства. Президенты Киргизии и Узбекистана Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев отправятся в Пекин, где вместе с председателем Си Цзиньпином примут участие в этом событии. Об этом сообщил глава Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) КР Камчибек Ташиев.

<...>

Научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Александра Перминова сказала, что хотя визит глав государств Киргизии и Узбекистана в Китай пока официально не анонсирован, но тем не менее вполне ожидаем. Поскольку предстоящей церемонии старта строительства дороги предшествовал ряд важных событий, в числе которых рабочая поездка главы кабинета министров Киргизии Акылбека Жапарова в Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае. Там у него состоялся ряд встреч, посвященных взаимодействию синьцзянского бизнеса с киргизским.

«Для Пекина железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан имеет стратегическое значение, открывая новые пути выхода на рынки Европы, Ближнего Востока и Южной Азии. Магистраль также способствует развитию транзитного потенциала Киргизии и Узбекистана, выводя их из транспортной замкнутости», – подчеркнула эксперт.

Однако главным приоритетом, по мнению Перминовой, является развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района и укрепление его связей с центральноазиатскими республиками. «Железная дорога является неотъемлемой частью концепции «Пояса и пути», которая с самого начала нацелена на развитие Синьцзяна и его взаимодействие со странами ЦА», – подчеркнула Александра Перминова.

Эксперт считает, что нужно рассматривать как положительные, так и отрицательные тренды в сфере сотрудничества Китая с Киргизией и Узбекистаном. Положительная динамика: торговый оборот и инвестиции растут, делая Китай одним из лидеров в регионе. Отрицательный тренд – рост кредитной задолженности Киргизии и Узбекистана перед Китаем.

В случае Киргизии это особенно актуально. Одним из ограничений для реализации проекта железной дороги было желание избежать усугубления кредитной зависимости от Китая. Законодательство Киргизии устанавливает определенные пределы задолженности перед одним иностранным кредитором, и Китай уже близок к их превышению. Поэтому будет интересно наблюдать за реализацией проекта и тем, как будет решаться вопрос задолженности. Озабоченность вызывает то, что большая часть доли в совместном предприятии принадлежит Китаю – 51% (24,5% акций у Киргизии и 24,5% у Узбекистана), и, следовательно, он инвестирует большую часть средств. При этом Китай обещал предоставить кредит на реализацию проекта, что может отразиться на киргизской национальной статистике по задолженности.

Узбекистан также имеет значительную кредитную задолженность перед Китаем, особенно перед государственными банками КНР. Однако она не так заметна для внешнего наблюдателя, поскольку ВВП Узбекистана значительно выше и продолжает расти. «Важно отметить, что рост кредитной зависимости стран Центральной Азии от Китая является серьезной проблемой, которую необходимо решать. Необходимо также продолжать работать над диверсификацией источников финансирования и созданием более сбалансированных экономических отношений», – резюмировала Александра Перминова.

 

 

Полностью материал доступен на сайте «Независимой газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Global Look Press/Lin Shanchuan