Начальник Отдела научного мониторинга ИКСА РАН Олег Казаков в беседе с «Слово и Дело» объяснил, чем вызвана осторожность японских политиков относительно применения Украиной «грязной бомбы».
Вашингтон, Лондон, Париж и, конечно, Киев категорически отвергли заявление Москвы о намерении Украины осуществить провокацию с использованием «грязной бомбы». Однако в Токио поддержать позицию ближайших союзников отказались.
Украина завершает работы по созданию так называемой «грязной бомбы». Об этом заявил командующий российскими войсками радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов. В дальнейшем устройство планируется использовать для создания провокации и последующих обвинений в адрес России в использовании оружия массового поражения.
Подобные действия уже предпринимались Западом в Сирии, и нет ничего удивительного, что главные организаторы такого рода провокаций последовательно отрицают возможность создания «грязной бомбы» на Украине.
Однако Япония, которая принимает активное участие в развязанной Западом антироссийской санкционной кампании, поддержать эту точку зрения отказалась. Глава японского МИД Ёсимаса Хаяси воздержался от предварительных оценок, ограничившись напоминанием о недопустимости эскалации ситуации.
Олег Казаков отметил, что у Японии есть сразу несколько причин, по которым дипломаты Страны восходящего солнца предпочитают не делать резких заявлений. Одна из них, разумеется, кроется в истории страны.
«Для Токио тема ядерных бомбардировок является исключительно болезненной. Япония на факте бомбардировок своей территории американскими вооруженными силами создает себе определенный имидж в мировом сообществе. И внутри страны есть движение, которое выступает за запрет ядерного оружия. Поэтому тема возможного создания какой-либо ядерной бомбы и ее использования на территории Украины является сложной для Японии», — напомнил эксперт.
Кроме того, японский МИД, как предполагает Казаков, не располагает какими-либо сведениями о реальном положении дел на Украине применительно к созданию «грязной бомбы». А потому дипломаты предпочитают дистанцироваться от этого вопроса до прояснения ситуации.
«Японские дипломаты достаточно осторожны, и они стараются не позиционировать себя как люди, которые все знают и уже приняли какие-то решения. Думаю, из-за такой неопределенности они будут стараться обойти этот вопрос, огибая углы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда появятся те или иные факты, и может возникнуть проблема для тех, кто позиционировал себя не так, как есть на самом деле», — объяснил японист.
Во многом это обусловлено внутренними разногласиями. Японское общество по отношению к ядерному оружию настроено крайне негативно. В народных массах активно пропагандируется идея полного запрета ядерного оружия. В то же время высшее руководство Японии активно сотрудничает с США и понимает, что ядерное оружие — это оружие сдерживания. А выходить на международном уровне с требованием его отменить — это значит ставить под удар безопасность страны.
На сегодняшний день экономика Японии находится не в лучшей форме, и чтобы не усугублять трения между властями и народом, официальный Токио постарается не делать резких движений, грозящих неприятными.