Дружба важнее союза

На сайте Российского совета по международным делам (РСМД) опубликована аналитическая статья главы Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева, посвященная 21-й годовщине со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.


16 июля исполняется 21 год со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Этот договор называют «документом века» современного российско-китайского партнёрства, и судя по динамике отношений между двумя странами, у него действительно есть шанс стать одним из самых прочных международных двусторонних договоров нашей эпохи, что особенно ценно в период, когда вся система международных отношений, кажется, близка к разрушению.

А ведь нельзя забывать, что к нынешнему уровню стратегического партнёрства Россия и Китай шли путём многочисленных, многовековых проб и досадных ошибок. Нельзя забывать сложного первоначального налаживания сперва политических, а затем и экономических отношений между двумя крупнейшими государствами Евразии в XVII в., завершившегося подписанием Нерчинского договора 1689 г. Следует также помнить, что в начале XVIII в., когда развернулось российско-европейское противостояние и случилась Северная война (1700–1721 гг.), Китай, как и сегодня, поддержал «Россию молодую». Так, импорт китайских товаров (прежде всего тканей) сыграл важную роль в формировании победоносной российской армии под руководством Петра I [1]. С тех пор отношения между двумя странами надолго не прерывались и на протяжении двух веков оставались в целом позитивными. В середине XIX в. были подписаны договоры, установившие границы России и Китая. Окончательно же вопрос границ был урегулирован в результате демаркации в 2004–2008 гг.

Турбулентный XX век по-разному отразился на российско-китайских отношениях. Периоды крепкой дружбы иногда прерывались острыми, но недолгими конфликтами и, как правило, по вине идеологии [2]. Партнёрство между Советским Союзом и Гоминьданом при Сунь Ятсене оборвалось в 1927 г. внезапной атакой на китайских коммунистов, организованной его преемником Чан Кайши. Новый период потепления в период Второй мировой войны, когда СССР и Гоминьдан установили союзнические отношения, окончательно оформленные договором 1945 г., плавно перешёл в ещё более тесные отношения дружбы и союза после создания КНР и заключения в 1950 г. Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Однако после «медового десятилетия» пятидесятых годов в отношениях СССР и КНР наступила эпоха идеологического противостояния, продлившаяся все 1960-е и 1970-е гг. Этот период резкого охлаждения и даже враждебности между соседями, приведшей к трагическим событиям на о. Даманский в 1969 г., стал характерным свидетельством того, как идеологические разногласия могут в считанные годы разрушить конструктивное взаимодействие соседних дружественных стран буквально во всех сферах — от геополитики до культурных связей.

С начала 1980-х гг. этот негативный опыт помог обеим сторонам прийти к твердому убеждению, что альтернативы добрососедству между нашими странами и народами не существует. В 1986 г. были заново открыты генеральные консульства обеих стран. С момента исторического визита главы СССР Михаила Горбачёва в Пекин в 1989 г. начинается быстрое и неуклонное развитие дружеских отношений между Россией и Китаем [3]. В 1992 г. страны официально провозгласили, что являются дружественными, а в 1994 г. объявили о конструктивном партнерстве. Ещё спустя два года, в 1996 г., была подписана Декларация, провозгласившая решимость развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. Эта декларация и проложила путь к заключению договора 2001 года.

Весьма символично, что договор этот был подписан именно в первый год нового столетия. 16 июля 2001 г. президент России Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Документ вобрал в себя многовековой опыт двусторонних отношений. В нём не только нашли отражение четырёхсотлетние традиции добрососедства и дружбы между народами наших стран, но и была декларирована новая модель межгосударственных отношений — модель, отвечающая коренным национальным интересам двух стран и чаяниям народа, играющая важную роль в поддержании устойчивого многополярного миропорядка, обеспечения безопасности и стабильности. Отношения двух стран провозглашались свободными от идеологических пристрастий и предрассудков. Предусматривалось взаимное уважение исторического пути и политических систем друг друга. Развитию сотрудничества должны были способствовать взаимные политические и экономические интересы, которые у КНР и России в основном совпадают. В основу российско-китайских отношений было положено равноправие, учет интересов друг друга, свобода от политической и идеологической конъюнктуры.

В Договоре была юридически оформлена провозглашенная в 1996 г. характеристика двусторонних отношений «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Договор закрепил договоренность о взаимной поддержке в деле защиты государственного единства и территориальной целостности, отказа от применения первыми ядерного оружия и взаимного ненацеливания стратегических ракет. Был сформулирован принцип уважения выбора собственного пути политического, экономического, социального и культурного развития; предусмотрено незамедлительное вступление в контакт друг с другом в случае возникновения угрозы агрессии против одной из сторон.

Договор содержит такую важную правовую форму, как «решимость передавать дружбу между нашими народами из поколения в поколение» (такая правовая форма не встречается ни в одном из международных документов). Стороны призваны в договоре быть всегда друзьями, добрыми соседями и надежными партнерами и никогда — врагами. Эта правовая формулировка не содержалась даже в союзных договорах между СССР и Китаем, что и дало возможность говорить о том, что китайско-российская дружба выше союза.

5 июня 2019 г. — в год 70-летия Китайской Народной Республики и 70-летия дипломатических отношений России и КНР — было принято Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Было заявлено, что Россия высоко ценит то, что отношения двух стран достигли беспрецедентно высокого уровня.

Очень важную роль в формировании и укреплении столь тесного партнёрства играют личные отношения между лидерами двух стран. Владимир Путин и Си Цзиньпин к настоящему моменту встречались уже 38 раз и очень часто беседуют по телефону, что формирует непосредственный личный контакт и позволяет придать динамизм развитию отношений, оперативно решать возникающие вопросы на самом высоком уровне. Благодаря выстроенной властной вертикали в России и особенно в КНР решения на высшем уровне эффективно исполняются. В результате Россия и Китай год от года укрепляют политический диалог. Доверительные стратегические отношения между главами стран — это политическое преимущество для всего комплекса российско-китайских отношений.

В течение последнего года отношения между двумя странами столкнулись с беспрецедентными геополитическими и экономическими вызовами. В 2021 г. резко осложнились отношения между Россией и странами Запада по вопросу о ситуации на Украине. В обострившейся современной международной обстановке Китай вновь проявил готовность поддержать Россию на дипломатическом поле. 28 июня 2021 г. было принято Совместное заявление РФ и КНР к 20-летию подписания Российско-китайского договора и заявлено о его продлении на 5 лет.

Наконец, 4 февраля 2022 г. в результате переговоров В. Путина и Си Цзиньпина в Пекине было подписано Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии.

Как известно, Россия и Китай еще в августе 1997 г. подписали Совместную декларацию о многополярности и формировании нового международного порядка, в течение всего периода времени отстаивали принцип мультилатерализма. В Совместном заявлении 4 февраля 2022 г. стороны заявили, что «ни одно государство не может и не должно обеспечивать свою безопасность в отрыве от безопасности всего мира и за счет безопасности других государств». Стороны объявили о том, что выступают за формирование между мировыми державами отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, мирном сосуществовании и сотрудничестве.

В Заявлении также было подчёркнуто, что российско-китайские межгосударственные отношения превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, дружба между двумя государствами не имеет границ, в сотрудничестве нет запретных зон, укрепление двустороннего стратегического взаимодействия не направлено против третьих стран, не подвержено влиянию изменчивой международной среды и ситуативным переменам в третьих странах. По словам В. Путина, эти отношения стали «образцом эффективности, ответственности, устремленности в будущее». Все эти формулировки установили беспрецедентно близкие политические отношения между Россией и Китаем, и, как показали последующие события февраля 2022 г., именно с этими отношениями мир вступил в новую эпоху.

Реакция КНР на события вокруг Украины с первых дней конфликта остаётся для России вполне позитивной. Китай последовательно придерживается той точки зрения, что конфликт был спровоцирован расширением военно-политического блока НАТО, что санкции западных стран против России противоречат международному праву и провоцируют мировой экономический кризис и что конфликт должен решаться путём скорейших переговоров, причём стоит учитывать исторические истоки этого конфликта. Все эти заявления вполне соответствуют российской позиции.

15 июня 2022 г. в телефонном разговоре лидеров России и КНР было вновь отмечено успешное развитие российско-китайских отношений, несмотря на всевозможные изменения на мировой арене, вместе с тем Председатель КНР вновь подтвердил, что Пекин занимает независимую позицию по украинскому вопросу, принимая во внимание факты и исторические реалии.

Телефонный разговор, который состоялся в день рождения Си Цзиньпина, произошёл как раз накануне ключевой российско-китайской сессии на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня. В бизнес-диалоге «Россия — Китай», модераторами которого выступили руководители Института Дальнего Востока (ныне Институт Китая и современной Азии РАН) и Союза китайских предпринимателей в России, приняли участие более 40 китайских компаний (10 из которых имеют доход более 20 млрд руб. в год). При этом приглашённые участники из Китая не скрывали, что приехали на Форум в поисках освобожденных Западом ниш в российской экономике. Сферы деятельности участников с китайской стороны также были подобраны под актуальные нужды России — машиностроение, промышленное оборудование, автозапчасти, нефтехимическое оборудование, сельхозпродукция и т.д.

Российский президент в своем выступлении на планерном заседании форума 17 июня подчеркнул, что России «интересно и важно сотрудничать с Китаем, но это не означает, что Пекин во всем должен поддерживать Москву: у Китая есть свои интересы, и мы должны их уважать». В свою очередь, китайский лидер в видеообращении к участникам форума подтвердил: «Сейчас сотрудничество Китая и России во всех сферах развивается по восходящей траектории… Это свидетельствует о высокой стрессоустойчивости и внутреннем потенциале китайско-российского сотрудничества».

На заседании бизнес-диалога «Россия — Китай» было объявлено о том, что в России создан Координационный совет по Китаю с участием ведущих научных центров России при поддержке Администрации президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ. Также прошло сообщение о переименовании Института Дальнего Востока в Институт Китая и современной Азии РАН, что, безусловно, говорит о большом внимании в стране к развитию российско-китайских отношений.

Таким образом, ПМЭФ еще раз продемонстрировал устойчивость и взаимную заинтересованность в дальнейшем поступательном развитии российско-китайского практического сотрудничества. Сегодня мы видим, как политические договорённости и совместные заявления успешно трансформируются в экономические результаты. Китай стал крупнейшим потребителем российских энергоносителей, и правительства интенсивно ведут переговоры о создании новых путей транспортировки российских нефти и газа на территорию КНР по различным маршрутам, что уже в текущем году может перейти в конкретные договорённости. Оживляется и обратный поток товаров: в частности, сразу после ПМЭФ было объявлено о возобновлении поставок в Россию запчастей для гражданских самолётов из КНР, налаживается сотрудничество в сфере автомобилестроения. Китайские смартфоны в нынешнем году уже заняли первое место на российском рынке, вытеснив прежних лидеров — американские и южнокорейские марки. Всё это говорит о том, что несмотря на угрозы санкционного давления, китайские компании будут наращивать как поставки, так и закупки в рамках сотрудничества с Россией.

Усиливается и военно-политическое сотрудничество двух стран. Помимо военно-технического взаимодействия, достаточно отметить резко расширившуюся географию совместных военных манёвров и учений: в 2022 г. они уже прошли в Аравийском (январь), Японском и Восточно-Китайском морях (май), а в июле стало известно о подготовке масштабных совместных учений РФ, КНР и Ирана в Латинской Америке по приглашению Венесуэлы.

Глобальное сотрудничество России и Китая отражается и в их общих позициях в рамках международных интеграционных объединений. В частности, заинтересованность в дальнейшем укреплении российско-китайских отношений, в том числе совместном выступлении с общих или сходных позиций по вопросам международной политики, были продемонстрированы на состоявшемся XIV Саммите БРИКС в Пекине 22–24 июня и проходившем в его рамках Деловом форуме. БРИКС, на который приходится 45% населения мира, уже в самое ближайшее время по общей доле в мировом ВВП обгонит совокупную долю стран «Группы семи», таким образом ещё больше укрепив своё влияние в мире, став эпицентром многостороннего партнерства в интересах всеобщего равноправного развития. Неслучайно, что в саммите, помимо России, Китая, Бразилии, Индии и Южной Африки, приняли участие еще 13 стран (БРИКС+).

Как заявляли в своих выступлениях главы России и Китая, страны БРИКС — это совместные усилия в защиту мира и стабильности во всем мире. Страны БРИКС, которые пользуются поддержкой многих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремятся проводить независимую политику, вносят и будут вносить еще более активный вклад в формирование по-настоящему многополярной системы межгосударственных отношений, основанных на нормах международного права и ключевых принципах Устава ООН. Образцом для таких межгосударственных отношений может послужить стратегическое партнёрство России и Китая, закреплённое Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г.


1. Романова, Г.Н. Становление российско-китайских торговых связей (XVII – первая треть XVIII в.) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. №2 (67). Стр. 101 – 111.

2. Черникова, Л.П. Российско-китайские отношения: история и современность // Проблемы востоковедения. 2015. №2 (68). Стр. 42–46.

3. Ли, И. О вкладе М.С. Горбачева в нормализацию советско-китайских отношений и развитие российско-китайских отношений. // Проблемы Дальнего Востока, 2, 2021. Стр. 66–82.


Статья доступна на сайте РСМД по ссылке >>>