Это принципиальная позиция – добиваться заключения мирного договора с Россией

Токио по-прежнему грезит мирным договором с Россией на своих условиях. Японцы спят и видят, что Хабомаи, Итуруп, Кунашир и Шикотан – их острова. Этот вопрос считается одним из главных для любого японского премьер-министра, который мечтает войти в историю, как политик, решивший задачу, которую до него никто не смог одолеть, пояснил в интервью радио «Sputnik» руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов.

«Это принципиальная позиция – добиваться заключения мирного договора с Россией (ранее с СССР), решая так называемую территориальную проблему. Под ней Токио понимает необходимость возвращения четырех островов, которые перешли под юрисдикцию Советского Союза (позже – России) по итогам Второй мировой войны. Они имеют огромное политическое, стратегическое и психологическое значение. Токио ставил, ставит и будет ставить этот вопрос независимо от того, в каком состоянии находятся отношения между Россией и Японией», – отметил эксперт.

С одной стороны, заявление Кисиды – это очередное заверение, что Токио не оставляет надежд на решение главного национального вопроса. С другой, откровенно говоря, – это лишь дежурное упоминание о проблеме. Правда, сделано оно было с прицелом на 7 февраля, когда в Японии будет отмечаться день «северных территорий». Естественно, о четырех островах будут вновь говорить весь день, погружаясь в мечту-утопию о том, что с Россией удастся договориться. Но перспектив, говорит Валерий Кистанов, тут просто нет.

«Конечно, здравый смысл им подсказывает, что в условиях, когда отношения между Москвой и Токио находятся практически в тупике и загнаны в ситуацию "ниже плинтуса", рассчитывать на то, что будет какой-то позитивный отклик или реакция со стороны России – очень наивно. Японские политики понимают, что в рамках отсутствия позитива в отношениях между странами, решение территориального спора невозможно в условиях, когда Япония пустилась во все тяжкие по поводу СВО, обложив Россию экономическими, политическими, персональными и прочими санкциями», – уточнил политолог.

Ситуация парадоксальная. Япония ведет себя точно так же, как и ее главный союзник – США. Токио говорит, что будет и дальше наказывать Москву за СВО на Украине, но пусть Москва заключит мирный договор. А точнее – вернет «северные территории», потому что Япония без них себя не мыслит. А что Россия? Она давно уже сказала, что ставит точку на переговорном процессе, подчеркнул Валерий Кистанов.

«Уже сказано, что Москва прекращает переговоры о мирном договоре, о совместной хозяйственной деятельности на Курилах, отказывается от безвизового обмена с японцами в отношении южных Курил, а также прекращает переговоры о допуске японцев к рыболовству в российских водах и т.д. Так что реакция Москвы вполне предсказуема. Ответ может быть только самым негативным», – заключил эксперт.

 

Полностью материал доступен на сайте радио «Sputnik».

Фото: РИА Новости / Андрей Шапран