Хо Ши Мин и Россия

В газете «Правда» №67 (31416) 30 июня – 3 июля 2023 года вышла статья ведущего научного сотрудника Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии РАН Евгения Кобелева.


В июне нынешнего года исполнилось 100 лет с того дня, когда Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок) впервые прибыл в Советскую Россию. Первое его пребывание в нашей стране продлилось около полутора лет и оказалось весьма плодотворным. В октябре 1923 года он становится сотрудником Восточного отдела Исполкома Коминтерна. Сегодня об этом напоминает гранитная мемориальная доска на стене старинного здания на улице Моховая в центре Москвы, прямо напротив здания Манежа.

В декабре 1923 года у «представителя Индокитая» взял интервью репортёр журнала «Огонёк» (впоследствии – известный российский поэт) Осип Мандельштам. Он написал очень интересный очерк «Нгуен Ай Куок. В гостях у коминтернщика», который закончил провидческими словами: «Врождённым тактом и деликатностью дышал весь облик Нгуен Ай Куока… Он дышит культурой, не европейской культурой, быть может, культурой будущего…»

22-25 января 1924 года – в один из этих дней Нгуен Ай Куок участвует в траурной процессии прощания с В.И. Лениным в Колонном зале Дома союзов. 27 января газета «Правда» публикует его статью «Ленин и колониальные народы», где он, основываясь на учении Ленина, впервые формулирует программу борьбы вьетнамского народа за национальное освобождение – основу будущей «идеологии Хо Ши Мина».

Наконец, в архивах Госфильмофонда России сохранились поразительные кадры кинохроники: в один из июльских дней 1924 года участники народных гуляний на Воробьёвых горах в Москве подбрасывают вверх на руках молодого азиата. Кинокамера приближается к его лицу, и оказывается, что это «представитель Индокитая», которого через два десятка лет мир узнает под именем Хо Ши Мина.

Показательно, что с самого начала после приезда Хо Ши Мина в Советскую Россию российско-вьетнамские отношения приобрели характер «отношений особой солидарности». Так, в 1923-1924 годах в Москве было проведено большое число различных международных форумов: 5-й конгресс Коминтерна, 3-й конгресс Профсоюзного интернационала, 1-я конференция Крестьянского интернационала, 4-й конгресс Коммунистического интернационала молодёжи, 1-я конференция Международной организации помощи борцам революции. На все эти мероприятия «представитель народов Индокитая» приглашался в качестве полноправного участника, где он мог выступать с политическими речами и принимать участие в голосовании. Более того, по итогам работы конференции Крестьянского интернационала Нгуен Ай Куок был избран в его руководящий орган от азиатских стран.

C первых дней пребывания в Советской России Хо Ши Мин осознал огромную важность подготовки вьетнамских политических кадров для будущей национально-освободительной революции, и на долгое время эта задача становится главной в его деятельности. В 1924 году он сам поступил на краткосрочные курсы в Коммунистический университет трудящихся Востока, а в 1935-1938 годах, во время второго приезда в Москву, становится слушателем Международной ленинской школы, в которой учились зарубежные революционные кадры.

В статье, опубликованной 21 марта 1924 года как «письмо из Москвы» в парижской газете «Ла ви увриер», Хо Ши Мин несколькими ёмкими фразами определил неоспоримую значимость самого существования Советской России, её помощи и поддержки для национально-освободительной борьбы своего народа, так же как и для остальных угнетённых народов: «Большевики не ограничились платоническими речами, принятием гуманных резолюций об угнетённых народах, а учат эти угнетённые народы тому, как надо бороться. Они помогают им морально и материально… Революционная Россия, ни на минуту не задумываясь, пришла на помощь народам, которые она уже самим примером своей победоносной революции пробудила от летаргического сна…»

Именно Хо Ши Мин проторил дорогу для десятков вьетнамских революционеров, которые в 1927-1939 годах учились в Москве в различных политических учебных заведениях и овладевали наукой национально-освободительной борьбы. Среди них были выдающиеся борцы за независимость Вьетнама: первый генсек Компартии Индокитая Чан Фу, один из секретарей ЦК партии, первый вьетнамский лётчик Ле Хонг Фонг, одна из руководителей восстания Намки в 1940 году Нгуен Тхи Минь Кхай, первый президент Академии наук ДРВ Нгуен Кхань Тоан, ветеран вьетнамской исторической науки Чан Ван Зяу и многие другие.

За годы, предшествовавшие победе Августовской революции во Вьетнаме, Хо Ши Мин трижды побывал в Советском Союзе: в 1923-1924, 1927-1928 и 1934-1938 годах. В общей сложности он провёл в нашей стране более шести лет. Став президентом ДРВ, он неоднократно посещал нашу страну с официальными визитами и приезжал на отдых. Нельзя не вспомнить, что Хо Ши Мин стал единственным из зарубежных деятелей, кто побывал во всех союзных республиках СССР. Все эти годы навсегда сделали его большим другом нашего народа. Не случайно в Советском Союзе его называли человеком, который «заложил фундамент братской дружбы» между народами двух наших стран и всемерно способствовал её развитию и упрочению.

В мае 1950 года, в самый разгар войны Сопротивления против французских колонизаторов, когда до победы и восстановления мира во Вьетнаме оставалось ещё целых четыре года, он выступил с инициативой создания Общества вьетнамо-советской дружбы. И более того, предложил возглавить его своему ближайшему другу и соратнику Тон Дык Тхангу, который в 1919 году участвовал в Одессе в восстании французских моряков в поддержку Советской России. Сегодня это – Общество вьетнамо-российской дружбы, которое вместе со своим российским партнёром – Обществом российско-вьетнамской дружбы вносит весомый вклад в укрепление и развитие отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства, связывающих Российскую Федерацию и Социалистическую Республику Вьетнам.

Читайте статью «Хо Ши Мин и Россия» на сайте газеты «Правда».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.