Инвестировать в свои высокие технологии, искать союзников по «сдерживанию Китая», конкурировать

В онлайн-издании «Международная жизнь» вышла новая колонка главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Дальнего Востока РАН доктора политических наук Владимира Евгеньевича Петровского «О новой китайской стратегии США» .


В своем недавнем выступлении госсекретарь США Энтони Блинкен изложил стратегию администрации Джо Байдена в отношении Китая. Почему это сделано именно сейчас и что в ней нового по сравнению с прежними стратегическими посылами?

Ожидалось, что после вступления в должность Байден обнародует новую политическую концепцию в отношении Китая. Однако в 2021 г. новая администрация продолжила во многом проводить ту же политику, что и ее предшественники. Ранее администрация Дональда Трампа, по сути, нарушила десятилетия в основном двухпартийного консенсуса по Китаю, считая необходимым противостоять ему по целому ряду вопросов. Этот выбор отражал растущий консенсус в Вашингтоне по жесткому отношению к Пекину, но также рождал разногласия в администрации по этому поводу.

Нынешняя речь Блинкена, по мнению аналитиков, способствовала унификации политики нынешней администрации. Эта стратегия, названная «инвестировать, согласовывать, конкурировать», в некотором смысле является повторением речи Блинкена в марте 2021 г., когда он сказал, что политика США в отношении Китая будет «конкурентной, когда она должна быть, совместной, когда она может быть, и враждебной, когда это необходимо».

Как полагают некоторые эксперты американского Совета по международным отношениям, выступление Блинкена «было логичным и придало часто критикуемой политике Байдена в отношении Китая столь необходимую последовательность. Но оно было сделано с опозданием на год и пренебрежением многими важными проблемами, стоящими перед двумя странами».[1]

Показательно, что в своем более развитом варианте китайская политика нынешней администрации фокусируется в основном на некитайских субъектах.

Первый приоритет — «инвестировать», который призывает Соединенные Штаты вкладывать больше средств в высокие технологии и другие отрасли, ориентированные на будущее, чтобы они могли конкурировать с Китаем. Однако вряд ли это возможно в обозримом будущем, если демократы не победят на предстоящих промежуточных выборах.

Второй приоритет («выравнивание») касается поиска союзников, которые разделяли бы американскую политику по сдерживанию Китая. Он дает ответ на вопрос, почему американский госсекретарь произнес свою речь, которая ранее была анонсирована, но откладывалась, именно сейчас, после первого восточноазиатского турне Дж. Байдена. Похоже, в его администрации считают, что американские позиции в регионе упрочились: Блинкен говорил в этой связи о таких недавних шагах, как объявленные в ходе визита Индо-Тихоокеанские экономические рамки, схема военного партнерства Австралия-Великобритания-США (AUKUS) и расширенное сотрудничество в рамках формата QUAD.

Третий приоритет новой стратегии («конкурировать») объединяет первые два, чтобы бросить вызов Китаю. При этом Блинкен подчеркнул, что «цель состоит не в том, чтобы изолировать или навредить Китаю, а в том, чтобы поддержать основанный на правилах международный порядок, который привел к подъему Китая». Но при этом другой целью он определил следующее - предложить развивающимся странам альтернативу китайской Инициативе Пояса и пути.

В своей речи Блинкен заверил, что Соединенные Штаты не стремятся изменить систему правления Китая, добавив: «Мы не ищем конфликта или новой холодной войны. Наоборот, мы полны решимости избегать и того, и другого. Мы не стремимся помешать Китаю стать крупной державой». Здесь можно фиксировать отход от риторики администрации Трампа, которая напрямую выступала против китайской системы правления.

Но вряд ли Пекин сочтет заверения Блинкена убедительными, поскольку свое выступление он начал с того, что Китай является «самым серьезным долгосрочным вызовом международному порядку», добавив: «Китай — единственная страна, которая намерена изменить международный порядок и, во все большей степени, имеет для этого экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь».[2]

Блинкен перечислил области, в которых Соединенные Штаты и Китай могли бы сотрудничать, но это были в основном знакомые вопросы глобальной повестки, которые обсуждаются, но пока не получили реального развития: изменение климата, COVID-19, распространение ядерного оружия, развивающийся глобальный продовольственный кризис и др.

Весьма показательным в этой речи было отсутствие упоминания о преодолении последствий американо-китайской торговой войны, развязанной Д. Трампом. Вместо этого госсекретарь выступил со старыми призывами к американским предприятиям пользоваться теми же правами в Китае, что и китайские предприятия в Соединенных Штатах.

Явный изъян новой китайской стратегии США – отсутствие в ней внятных формулировок по тайваньскому вопросу. Блинкен в своей речи упомянул, что «позиция США в отношении Тайваня не изменилась», - и это при том, что всего несколько дней назад Дж. Байден заявил, что в случае вторжения на Тайвань США окажут Тайбэю вооруженную поддержку, после чего его администрации пришлось срочно давать довольно неубедительные разъяснения этого тезиса.

Итак, новая китайская стратегия США объявлена, но, к сожалению, она по-прежнему недостаточно последовательно и убедительно излагает американские приоритеты на этом направлении. А главное – отражает стремление Вашингтона к тотальному сдерживанию КНР во многих сферах, несмотря на некоторые миролюбивые риторические обороты.


Публикация доступна на сайте издания «Международная жизнь» >>>