К чему может привести «война слов» вокруг Тайваня?

В онлайн-издании «Международная жизнь» опубликована новая колонка главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Дальнего Востока РАН доктора политических наук Владимира Евгеньевича Петровского, в которой он утверждает, что «война слов» может усилить вероятность военного конфликта на Тайване, несмотря на последовательные попытки Китая этого избежать.


К чему может привести «война слов» вокруг Тайваня?

Тайвань продолжает оставаться «камнем преткновения» в американо-китайских отношениях, которые продолжают ухудшаться, несмотря на попытки китайской стороны стабилизировать их путем диалога.

Так, например, на встрече министра обороны КНР Вэй Фэнхэ с его американским коллегой Ллойдом Остином на международной конференции по вопросам безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре они достигли соглашения о том, что военные двух стран «должны соблюдать ключевой консенсус, поддерживать частые контакты и управлять рисками и кризисами». При этом после встречи представитель Министерства обороны КНР У Цянь заявил, что армия Китая будет использовать любые способы борьбы при попытке отделить Тайвань.[1]

Затем в Люксембурге прошла встреча главного куратора китайской внешней политики Ян Цзечи и помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана. По ее итогам МИД КНР заявил, что «США и Китай все еще могут избежать новой холодной войны и вернуться к взаимовыгодному сотрудничеству». Это дало повод обозревателям говорить о том, что откровенно конфронтационная тональность американо-китайских отношений последних месяцев может измениться на нормальный диалог.

Примечательно, что в официальных заявлениях сторон по итогам встречи отсутствуют упоминания таких немаловажных для них раздражителей, как российско-китайское сотрудничество после начала специальной российской военной операции, с одной стороны, и американские биолаборатории на Украине, с другой. Хотя Москва и Пекин неоднократно поднимали в Совете безопасности ООН вопрос о биолабораториях США, призывая сделать его предметом широкого международного обсуждения.

Но и в Люксембурге стороны публично высказались по проблеме Тайваня. Как заявил Ян Цзечи, именно тайваньский вопрос составляет сегодня политическую основу китайско-американских отношений, и если он не будет урегулирован, то это может иметь разрушительные последствия для отношений Вашингтона и Пекина.[2]

Ответ с американской стороны был опять конфронтационный и последовал незамедлительно. Госдепартамент США в своем заявлении поддержал утверждение Тайваня о том, что Тайваньский пролив, отделяющий остров от материковой части Китая, является международным водным путем, «где свободы в открытом море, включая свободу судоходства и полетов, гарантируются в соответствии с международными законами». А госсекретарь Э. Блинкен заявил, что Соединенные Штаты будут «продолжать предоставлять помощь Тайваню в области самообороны» и «оказывать влияние на решения Пекина».[3] По сути, такие заявления можно расценить, как провоцирование тайваньцев к объявлению независимости.

Это была явная американская эскалация в «войне слов», поскольку под предлогом защиты свободы судоходства США направляют свои военно-морские силы на патрулирование спорных акваторий в различных регионах, например, в Южно-китайском море, а теперь даже собираются делать это в акватории Северного морского пути.

Учитывая усиливающуюся напряженность вокруг Тайваня, нетрудно предугадать, чем может закончиться непреднамеренное (или преднамеренное с американской стороны) столкновение американских и китайских военных кораблей в Тайваньском проливе.

Между тем, Председатель КНР Си Цзиньпин 14 июня утвердил законодательную базу о действиях Народно-освободительной армии Китая (НОАК) невоенного характера. По мнению прозападных обозревателей и прессы, таким образом, Пекин якобы может готовиться к вторжению на остров Тайвань под видом «специальной операции». А в китайской прессе уже появились сообщения о том, что НОАК даже переходит в режим стратегического планирования такой операции. В МИД КНР при этом не раз подчеркивали, что взаимоотношения Пекина с Тайбэем «полностью относятся к внутренним делам Китая и не допускают внешнего вмешательства», а также, что Пекин ответит «энергичными мерами на любые попытки отделить остров от Китая».

Из всего этого следует неутешительный вывод: «война слов», при постоянном провоцировании со стороны США (как они это делали в отношении России в украинском кризисе), может стать необратимой и обрести собственную динамику. Что может усилить вероятность военного конфликта на Тайване, несмотря на последовательные попытки Китая этого избежать.


Публикация доступна на сайте изданий «Международная жизнь» >>>