Руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Владимир Мазырин дал интервью для информационного агентства Sputnik Việt Nam о задаче Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Вьетнамом и об особенностях российско-вьетнамского сотрудничества.
Задача Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Вьетнамом, заключенного в 2015 году, пока не достигнута. Об этом заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, выступая на прошедшем во Владивостоке Восточном экономическом форуме.
В интервью «Спутнику» ведущий российский специалист по экономике Вьетнама, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН профессор Владимир Мазырин напомнил, что задача Соглашения о ЗСТ состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки в разы увеличить товарооборот Вьетнама с Россией и другими государствами-членами ЕАЭС. Российско-вьетнамский планировалось довести до 10 миллиардов долларов уже к 2020-му году. Фактически в указанном году он составил лишь 5,6 миллиарда. А в 2021-ом, по российским данным, немногим больше 7 миллиардов, причём вьетнамская статистика дает цифру примерно на полтора миллиарда меньше.
Оптимистические ожидания не оправдались
С одной стороны, - отметил профессор Мазырин, - темпы роста товарооборота ежегодно увеличиваются. И если двигаться дальше такими же темпами, не исключено, что через несколько лет мы сможем достичь десятимиллиардного товарооборота, который изначально был намечен ещё на 2020 год. Однако основные конкуренты России на вьетнамском направлении, США и Китай, наращивают свой товарооборот с Вьетнамом гораздо более быстрыми темпами. Образно говоря, если российско-вьетнамский товарооборот уподобить движению на велосипеде, то товарообороты Китая и США с Вьетнамом – это движение на гоночном «Феррари». Таким образом в перечне торговых партнёров Вьетнама Россия опускается на всё более низкие позиции.
Россию это не может устраивать. Особенно в нынешней ситуации, когда необходимо переориентировать её торговые потоки с западного на азиатское направление. И одновременно диверсифицировать эти потоки с тем, чтобы они были направлены не только на Китай и Индию, но и на страны АСЕАН, первым из которых в России по инерции считают Вьетнам.
Антироссийские санкции Запада влияют и на Вьетнам
Однако создаётся впечатление, что сегодня такие страны региона, как Таиланд и Малайзия, стремятся развивать торговые отношения с Россией в бОльшей мере, чем Вьетнам. Это происходит по целому ряду причин. Прежде всего - западные санкции против России, начавшиеся ещё в 2014 году. Вьетнам к санкциям не присоединился, но и не высказался за их осуждение. Создаётся впечатление, что во Вьетнаме в ряде случаев учитывают антироссийские рекомендации Вашингтона. Ведь в том же 2014 году Россия выбыла из проекта производства для Вьетнама автоматов Калашникова - победителем объявленного Вьетнамом международного тендера был объявлен израильский производитель. В 2016 году Вьетнам неожиданно для российского руководства заблокировал несколько ключевых совместных с Россией проектов в сферах метростроения, космоса, добычи газа, а также модернизации нефтеперерабатывающего завода Зунгкуат и закупки российских лайнеров «Sukhoi Superjet 100». Был законсервирован выполнявшийся российской компанией «Силовые машины» крупный заказ для тепловой электростанции «Лонгфу-1». Ударом для Москвы и российско-вьетнамского товарооборота стал отказ Ханоя от строительства атомной электростанции в Ниньтхуане. Эти стратегические проекты должны были существенно увеличить российско-вьетнамский товарооборот. Одна только АЭС за счёт поставок оборудования для её создания увеличивала бы российский экспорт во Вьетнам, в стоимостном выражении, минимум от одного до двух миллиардов долларов ежегодно.
Особенности вьетнамского экспорта в Россию
Идея Соглашения о зоне свободной торговли заключалась в том, чтобы производители и коммерсанты, увидев выгоду от снижения или обнуления пошлин и тарифов, начали бы активно сотрудничать и увеличивать свои поставки друг другу.
Что касается вьетнамского экспорта в Россию, то он развивается гораздо быстрее и успешнее, чем российский во Вьетнам. И это, конечно, проявление позитивного эффекта от Соглашения о ЗСТ. Однако эффекта одностороннего. Ведь с постоянным увеличением вьетнамского экспорта в Россию увеличивается российский дефицит в торговле с Вьетнамом, который в настоящее время составляет порядка полутора-двух миллиардов долларов. Что тоже говорит о неблагополучном положении в торговых отношениях двух стран. К тому же в этом Соглашении есть положения, которые сдерживают вьетнамские поставки. Например, вьетнамский рис мог бы поставляться в Россию практически в неограниченных количествах, и Вьетнам в этом заинтересован. Однако в Соглашении зафиксировано, что Вьетнам по нулевым налоговым ставкам может ежегодно поставлять в Россию лишь до 10 тысяч тонн риса. На все поставки, превышающие этот объём, будут действовать прежние тарифы, что, разумеется, для Вьетнама невыгодно.
Это касается не только риса, но и таких обширных позиций, как текстиль, одежда и ряда других. Данный механизм является обоснованным для России: он защищает внутреннего производителя, это общепринятый международный механизм. Но он ограничивает экспортные возможности Вьетнама по многим приоритетным для него позициям. В то же время на российский экспорт во Вьетнам этот механизм вовсе не распространяется.
Особенности российского экспорта во Вьетнам
Одной из причин того, что российские поставки во Вьетнам хоть и растут, но медленно, является отсутствие у части российских бизнесменов искреннего стремления расширять торговое партнёрство с Вьетнамом. Длительное время они были ориентированы на торговлю с Западом, а если в Азии - то с Китаем и Индией, но не с Вьетнамом. Соглашение о ЗСТ должно было изменить эту ситуацию, и действительно, в первую пару лет определённый положительный сдвиг был, но он оказался крайне незначительным.
Основные преграды росту товарооборота России и Вьетнама
Разумеется, Россия могла бы увеличить свой экспорт во Вьетнам. Например, стальной прокат, удобрения, нефтепродукты. Однако в условиях антироссийских санкций коллективного Запада эти поставки крайне затруднены. Эти товарные позиции находятся под санкциями, и любая операция по их закупке со стороны Вьетнама подпадает под вторичные санкции Запада. То есть те вьетнамские компании, которые будут покупать эту продукцию, рискуют попасть в «чёрный список», под наказания со стороны западных партнёров, с которыми у них товарооборот гораздо больше, чем с компаниями российскими.
Российско-вьетнамскому товарообороту мешают не только санкции коллективного Запада. В конце 2021 года компания «Роснефть» вышла из очень крупного, исключительно выгодного проекта по добыче и переработке газа на шельфе юга Вьетнама. Причина – в опасениях «Роснефти», что, в случае продолжения своих работ там, она подпадёт под санкции уже Китая, который считает акваторию, где ведутся работы, собственной.
Под ударом находится и система взаимных платежей по контрактам. Если они идут не через Вьетнамо-российский банк, то их провести невозможно, поскольку в процессе перевода задействованы западные банки-корреспонденты, которые строго руководствуются западными санкциями.
Оптимизм терять не следует
Я не теряю надежды на позитивное развитие российско-вьетнамского товарооборота, тем более когда создаются такие геополитические проекты, как «Большая Евразия», ядром которой могли бы стать Россия и другие страны ЕАЭС, и в которой важное место уделялось бы АСЕАН, и, в частности, Вьетнаму, - подчеркнул профессор Владимир Мазырин.
Я считаю, что Вьетнаму необходимо в полной мере осознать складывающуюся ситуацию раскола мира на два лагеря: с одной стороны азиатские страны с Россией, с другой Запад. Если объективно разбираться, то, конечно, все экономические предпосылки для роста российско-вьетнамского товарооборота есть. Есть сферы, в которых мы можем развивать отношения. Есть договорённости разных уровней, однако ныне вся система долговременных российско-вьетнамских коммерческих контрактов поставлена под угрозу. Надеюсь, во Вьетнаме возьмет верх понимание того, к чему идёт дело, в том числе под влиянием жесточайшего экономического кризиса на Западе, который, несомненно, ударит и по основным нынешним торговым потокам Вьетнама, - сказал в заключение интервью «Спутнику» профессор Владимир Мазырин.