Руководитель Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев принял участие в передаче «День» в эфире РБК ТВ, где поделился своей экспертизой о развитии российско-китайских отношений и будущем экономики КНР.
О перспективах партнерских отношений России и Китая
Китай хорош тем, что он – постоянный партнёр, и это помогает строить долгосрочные стратегии. Китай очень медленно принимает решения, особенно если они касаются геополитики или крупных экономических проектов. Но если Китай принимает решение, то оно будет действовать в ближайшие 50 лет. В течение всей весны от Китая поступали противоречивые сигналы, некоторые из высказываний педалировали вопрос территориальной целостности Украины, что никак не соответствует российским интересам. Китайские компании приостанавливали взаимодействие со своими бизнес-партнерами, инвестиции сокращались, потому что китайское руководство не озвучивало решение – придерживаться ли западных санкций или активно помогать России в ущерб своим отношениям с США и Европой. Китайские компании не понимали позицию собственного правительства, и предпочитали переждать
В июне Председатель КНР Си Цзиньпин поговорил с Президентом РФ Владимиром Путиным по телефону, и китайские компании стали возвращаться одна за другой. Время для принятия решения растянулось на 3-4 месяца, однако, по всей видимости, Китай сделал ставку на сотрудничество с Россией. Для китайской экономики это выгодно, потому что после ухода западных компаний с российского рынка остались привлекательные ниши. У китайской власти существует консенсус о необходимости выстраивания с Россией взаимоотношений, как политических, так и экономических, поскольку их к этому подталкивает политика Соединенных Штатов.
Об Африке как о поле битвы за влияние
Африка – это следующее поле битвы Востока и Запада после потери Соединенными Штатами позиций в Евразии, где у США останется только Западная Европа как последний оплот влияния. США, Франция и Великобритания стараются сохранить, а Россия – укрепить свои позиции на африканском континенте. Российские интересы сосредоточены, например, в Мали и ЦАР, и вес её будет возрастать. И российское правительство, и российское научное сообщество понимают, что с Африкой необходимо взаимодействовать и интенсифицировать отношения, хотя это, возможно, будет непросто – России предстоит конкурировать за авторитет с тем же Китаем.
У России – хорошие шансы, а высокомерное поведение Китая вызывает негативную реакцию населения и элит, поскольку напоминает колониальную политику западных стран. В то же время Россия для Африки – комфортный партнёр: не требует компенсации за инвестиции, прощает долги, многие политические лидеры из африканских стран получили образование в СССР.
О развитии китайской экономики
Громкие события в китайской экономике последних недель, так взбудоражившие внимание сторонних наблюдателей, – это кризисы, характерные для развитой экономики. В США ипотечный кризис – явление знакомое, а в Китае – малоизученный феномен, и стране ещё предстоит пройти и через ипотечные и долговые кризисы, кризисы рынка девелопмента. Но у КНР есть один мощный инструмент, который позволяет нивелировать негативное влияние потрясений, – огромное количество денег, которое китайское правительство может единомоментно вбросить в экономику.
Политика Си Цзиньпина двойной циркуляции – постепенного ухода от экспорта в направлении внутреннего рынка – повлияла на рост ВВП и сглаживание социального неравенства, несмотря на то, что некоторые западные эксперты прогнозировали снижение темпов роста китайской экономики из-за отказа от экспорта.
Новые стратегии развития экономики КНР на предстоящую пятилетку или две, скорее всего, дополнят фокус на внутренний рынок – инновационными мерами, способствующими освобождению Китая от давления и влияния Запада. Китаю необходимо создавать инструменты, позволяющие проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику, минуя структуры, замкнутые внутри Бреттон-Вудской системы.
О внешних рисках и политике США в отношении Тайваня
Осень предстоит спокойная. Несмотря на постоянные провокации со стороны США, до Всекитайского съезда КПК никто не возьмёт на себя риски прямого вторжения. Дальнейшее развитие событий прогнозировать трудно, особенно учитывая постоянное повышение ставок в этом противостоянии, как со стороны США, так и со стороны Китая. Накаляют политическую атмосферу и антикитайские настроения населения Тайваня, в фарватере которых вынуждены идти власти и элиты острова с опорой на поддержку США. К сожалению, эпоха политических лидеров, ориентированных на взаимодействие с Китаем, осталась для Тайваня в прошлом.
Но военная операция – наименее вероятный сценарий развития событий. Скорее всего, Китай будет использовать экономическое давление, договорённости с Соединенными Штатами, чтобы ослабить их влияние на остров, и в конечном итоге присоединить его мирным путем. Я думаю, Китай сделает все, чтобы избежать военной операции, но ставки растут, и мы видим каждый день, как США каждый день подталкивает Китай к военному решению.
О переизбрании Си Цзиньпина и локдаунах
У Председателя КНР сейчас очень устойчивая позиция, безусловно на съезде он будет переизбран, с этим согласны эксперты и на Западе, и у нас в стране. Локдауны, которые некоторые аналитики считают орудием подковёрной борьбы против переизбрания Си Цзиньпина, на самом деле – избегание рисков, например, резкого роста заболеваемости накануне съезда.
Правительство КНР хорошо сбалансировано, и дискуссии апологетов идеи «нулевой терпимости» к COVID-19 с представителями либерального крыла создают для народа уверенность в том, что правительство заботится об интересах простых людей.
Я думаю, что после съезда локдауны отменят.
Полная видеозапись передачи «День» в эфире РБК-ТВ доступна здесь:
• часть 1 >>>
• часть 2 >>>