Китай и НАТО: «30 стран, 30 мнений»?

Вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимира Петровского в журнале «Международная жизнь».


Именно так американское издание Politico определило результаты саммита НАТО в Бухаресте применительно к Китаю. Ранее в этом году союзники по НАТО согласились с тем, что Китай представляет собой «системный вызов». Но, пишет Politico, «Вот задача, которая сейчас стоит перед официальными лицами НАТО, состоящего из 30 членов: превратить бесконечно податливый термин в реальный план».

С этим все оказалось очень непросто. С одной стороны, США, пытаясь совместить цели НАТО со своим собственным желанием сдерживать Пекин, оказывают давление на другие страны-члены альянса. Их поддерживают некоторые американские союзники (например, Литва и Чехия). Британский премьер Риши Сунак, например, заявил недавно, что "золотая эра" в отношениях с Китаем закончилась вместе с наивной идеей о том, что торговля приведет к социальным и политическим реформам.[1] Позднее прозрение, американцы еще лет 20 назад поняли, что Китай никогда не будет менять свою социально-политическую систему под давлением извне.

Или, скажем, новая Индо-тихоокеанская стратегия Канады содержит пассаж о "смягчении рисков, исходящих от Китая", по поводу чего официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь выразил серьезную обеспокоенность.

С другой стороны, ряд стран-членов НАТО, такие как Венгрия, не хотят портить отношения с Пекином. Глава венгерского МИД Петер Сийярто прямо заявил в Бухаресте, что члены НАТО не должны выстраивать свою политику на противостоянии с Китаем.

Как пишет Politico, в НАТО есть еще «обширная и изменчивая середина»: страны, которые, несмотря на американское давление, заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Китаем. Они, к тому же, полагают, что сейчас, когда в центре внимания находится украинский кризис, не время заниматься Китаем.

Такие мнения все чаще звучат в Европе. «НАТО не задумывалось для операций в Тихом океане — это Североатлантический союз», — заявил недавно Жозеп Боррель, главный дипломат ЕС. «Конечно, можно рассматривать и другие угрозы и вызовы», — добавил он. «Но вам не кажется, что у нас достаточно угроз и вызовов по традиционному сценарию НАТО?»[2] Редкое откровение со стороны Борреля.

Кстати, сразу после встречи министров в Бухаресте председатель Европейского совета Шарль Мишель отправился с визитом в Китай, где впервые с 2018 г. встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. За полтора месяца до этой поездки он и главы МИД стран — членов ЕС провели заседание по отношениям с КНР, сделав весьма конфронтационный вывод: Брюсселю следует рассматривать Пекин как «жесткого соперника и системного конкурента» с ограниченными областями потенциального взаимодействия.

Правда, при этом, судя по заявлению Мишеля после октябрьского саммита лидеров ЕС о том, что Брюссель «желает усилить экономическое взаимодействие с Китаем», он «предпочел бы сделать акцент на решении проблем в экономике, в меньшей степени затрагивая тему нарушений прав человека».[3]

Трудно понять, как ЕС собирается «усилить экономическое взаимодействие» с «жестким соперником и системным конкурентом» на фоне решений НАТО, где Китай определен как «системный вызов».


Публикация доступна по ссылке >>>