Китай полагал, что через Крым удастся сократить торговые маршруты в Европу

Главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский в беседе с «Накануне.RU» рассказал об истории вопроса сотрудничества Китая и Крыма.


История этого вопроса началась ещё в декабре 2013 года. Тогда президент Виктор Янукович, видимо, предчувствуя то, что произойдёт, нанёс спешный визит в Китай, он просил кредиты и заключил несколько соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Большая часть из них касалась как раз того, что мы сейчас называем «Экономический пояс Шёлкового пути».

«Китайцев тогда интересовал Севастополь, территория в районе Евпатории, китайцы были готовы к строительству глубоководного порта, в который могли бы заходить крупнотоннажные суда. Они планировали построить в Крыму новый аэропорт, новые верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжные зоны отдыха и т. д. — планы были наполеоновские», — отмечает эксперт.

Тогда Китай полагал, что через Крым удастся сократить торговые маршруты в Европу. Грузы могли пойти через Чёрное море, минуя Гибралтарский пролив. Более того, Китай предлагал создать индустриальную зону на 300 тысяч кв. км. Планы были такие, что на первоначальном этапе Китай был готов вложить 3 млрд долларов, а затем, по мере строительства объектов, планировалось вложить ещё 7 млрд долларов, причём срок реализации проектов предполагался не более двух лет с прибылью, которая могла идти через шесть лет после ввода всех объектов в строй.

Потом был свергнут президент Янукович, началась гражданская война на Украине, и Китай взял паузу, видимо, смотрел и изучал ситуацию. Но тогда уже, по сути, всё было просчитано. Просто условия для реализации таких проектов стали более серьёзными и устойчивыми, когда Россия окончательно пришла в Крым, вложила множество денег и в Крымский мост, и в другую инфраструктуру.

Новые территории, которые скоро войдут в состав России, обеспечивают благоприятную сухопутную границу с Крымом, особенно Херсонская область. Видимо, это сподвигло китайскую сторону вновь начать изучать перспективы.

«Интересно, что в сообщении о прибытии академических экспертов подробно говорится и о ходе спецоперации. То есть речь там не столько про экономику, а про политику и о том, как идут боевые действия. Это очень показательно. Я думаю, что сейчас Китай, уже в новых геополитических и геоэкономических условиях, смотрит на то, что можно сделать. Предполагаю, что сохранился интерес к потенциалу Крыма, который стал российским. В условиях гражданской войны и того, что происходило в 2014-2022 гг., было затруднительно что-то делать на территории Крыма. А сейчас освобождены территории, прилегающие непосредственно к Крыму, есть сухопутный коридор более-менее надёжный, порты в Азовском море и т.д», — подчеркнул Владимир Петровский.

Что касается вопроса о политическом признании этих территорий, то у Китая официальная позиция не менялась, но при этом китайские руководители выражают понимание действий российской стороны. Кроме того, эти вопросы не мешают вести бизнес. Даже при напряжённости, которая существует между большим Китаем и Тайванем, идут бизнес-процессы и товарооборот с РФ даже растёт.


Публикация доступна по ссылке >>>