Китай после ХХ съезда КПК – «новый поход в новую эпоху»

Вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимира Петровского в журнале «Международная жизнь».


Именно так вновь избранный на пост Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпин обозначил вектор предстоящих усилий партии в сфере экономики, внутренней и внешней политики. Чего же ожидать от китайской внешней политики и дипломатии в предстоящий период?

На полях съезда заместитель министра иностранных дел КНР Ма Чжаосюй кратко обозначил основные принципы внешней политики Китая следующим образом: "Против конфликтов и за общее развитие".[1]

При этом концептуальное оформление внешнеполитической деятельности КНР не изменилось. В отчетном докладе съезду говорится, что Китай по-прежнему будет стремиться к реализации концепции «сообщества единой судьбы человечества» в области экономики, дипломатии, культуры и других сферах. Суть концепции, выдвинутой Си Цзиньпином ранее, заключается в равноправии и уважении взаимных интересов всех стран, стремлении решать проблемы путем диалога, поиска общих целей и объединения сил в их достижении на основе «стратегии взаимного выигрыша».

Генсек ЦК КПК особо подчеркнул, что «Открытые двери Китая будут распахиваться все шире. Мы будем непоколебимо всесторонне углублять реформы и открытость".[2]

Это означает, что Китай не будет ориентироваться исключительно на развитие внутреннего спроса, а сохранит экспортно-ориентированную модель своего развития, с упором на внешние рынки сбыта такие как США, Евросоюз и государства Юго-Восточной Азии. В предстоящий пятилетний период Пекин, вступив в открытое противостояние с США, будет, тем не менее, проводить максимально сдержанную политику в отношении Евросоюза и сопротивляться попыткам Вашингтона привлечь другие страны в антикитайскую (и антироссийскую) коалицию.

Делать это будет непросто: в Вашингтоне сохраняют конфронтационный настрой в отношении Пекина. В опубликованной накануне съезда новой стратегии национальной безопасности США говорится: «КНР является единственным опасным конкурентом с намерением изменить международный порядок, задействовав при этом всю экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели. Наша стратегия национальной безопасности признает, что КНР представляет собой наиболее значимую геополитическую угрозу для Америки».[3]

Подобные настроения укрепляются и в Европейском союзе, члены которого по-прежнему сохраняют заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений с КНР, но вынуждены поддерживать жесткий прессинг со стороны США. И это при том, что администрация Дж. Байдена не предлагает своим европейским союзникам никакой альтернативы, более того, делает все, чтобы ослабить страны ЕС экономически. Несмотря на это, ЕС планирует ужесточить свое отношение к Китаю и рассматривать его как тотального конкурента с ограниченными сферами потенциального взаимодействия. С такой рекомендацией европейским министрам выступило внешнеполитическое ведомство ЕС в преддверии съезда и накануне переговоров о перестройке стратегии Брюсселя в отношении Пекина.[4]

В своем отчетном докладе Си Цзиньпин, конечно, обратил особое внимание на тайваньский вопрос. В духе опубликованной недавно новой Белой книги по Тайваню он выразил уверенность в необратимости исторического процесса воссоединения материкового Китая с Тайванем. Он подчеркнул, что власти КНР будут «искренне стремиться к мирному воссоединению», однако не откажутся от применения силы и сохраняют за собой право принять все необходимые меры, которые они сочтут нужными. В Устав КПК был добавлен тезис о противостоянии сепаратистским устремлениям на Тайване. Официальный представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ма Сяогуан также заявил, что китайские власти не могут отказать себе в возможности применить военную силу в отношении Тайваня в том случае, если того потребует ситуация (РИА Новости).

А это, в свою очередь, означает, что внешняя политика КНР будет характеризоваться стремлением к сотрудничеству и компромиссу в сочетании с жестким отстаиванием национальных интересов Китая, чтобы никто не пытался пересекать установленных им «красных линий» в сфере суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Остается надеяться, что такой курс будет возможен, но это будет во многом зависеть от действий западных партнеров Китая, которые в последние годы осознанно ужесточают антикитайские санкции, тем самым усложняя взаимоотношения с Пекином.


Публикация доступна по ссылке >>>