И.о. научного руководителя ИКСА РАН Александр Лукин в беседе с газетой «Взгляд» прокомментировал встречу Джо Байдена и Си Цзиньпина в рамках саммита G20.
Встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина в рамках саммита G20 показала: ожидаемых подвижек в разморозке американо-китайских отношений не произошло. Китай и США договорились контактировать, обсуждая разные проблемы, но о снятии антикитайских тарифных барьеров так и не было сказано. И, что важнее всего для России, не оправдались предположения об изменении позиции Пекина к Москве как итоге договоренности Си и Байдена.
Американцы пытаются давить на Китай, который резонно возражает: «Мы и без вас разберемся».
Этот подход прослеживается в высказываниях Си по поводу ситуации на Украине и его нежелание осудить Россию за «ядерную угрозу миру».
«Пекин выступает за то, чтобы все конфликты решались мирно. Эта страна выступает за территориальную целостность государств, при этом не навязывая никому каких-либо идеологем во внешней политике. Китайцы ограничиваются лишь скромным советом: все стоит решать дипломатическим путем», – отметил Лукин.
При всех возможных экономических компромиссах надо учесть, что в Пекине придерживаются мнения: стратегическая цель США – не столько конфликт с Россией, сколько удар по Китаю как по главному экономическому и геополитическому конкуренту Соединенных Штатов.
«В американской стратегии национальной безопасности, которая была принята в прошлом месяце, сказано, что Китай – единственная страна в мире, которая хочет и имеет возможность бросить вызов американскому лидерству в мире. С точки зрения США, политика китайского руководства по превращению КНР в технологического лидера мира – это уже красная линия», – отмечает Лукин.
Кроме того, следует учесть, что встреча Си и Байдена прошла на фоне обострения тайваньской проблемы. Напомним, что после визита спикера Палаты представителей Конгресса США, демократа Нэнси Пелоси на Тайвань в августе нынешнего года Байден в интервью телекомпании CBS заявил: Пентагон будет защищать Тайвань в случае возможного «вторжения» Народно-освободительной армии Китая на остров.
«В американо-китайских отношениях можно назвать главную красную линию с точки зрения Китая – независимость Тайваня. Если остров объявит формальный суверенитет, то военную операцию придется начинать. Китайцы сами говорят об этом», – указывает Лукин.