КОНФЕРЕНЦИЯ «ТРАДИЦИОННЫЙ ВЬЕТНАМ» В ИКСА РАН

26 октября 2022 г. в ИКСА РАН состоялась очередная всесоюзная конференция "Традиционный Вьетнам", посвященная главному инициатору подобных конференций, профессору Московского государственного университета д.и.н. Д.В.Деопику, которому в этом году исполняется 90 лет.


Всего на конференцию было представлено 13 научных докладов, которые можно условно разделить на три больших раздела.

Центральным докладом филологической секции стало выступление к.и.н. Леонова К.Ю. (г. Москва), который подвел итог своему многолетнему изучению поэзии времен правления во Вьетнаме династий Поздние Ли, Чан и Хо (XI–XIV вв.). В результате ему удалось обосновать тезис о том, что по своей сути эта литература продолжала оставаться составной частью аналогичного явления в Китая, как по формам, так и по содержанию, но в то же время включала в себя ряд вполне оригинальных высокохудожественных произведений, способных встать в один ряд с лучшими стихотворениями классиков китайской литературы, причем среди их авторов далеко не все считаются авторитетными в своей собственной стране.

Профессор ДВФУ, к.ф.н. Соколовский А.Я. (г. Владивосток) в своем развернутом докладе познакомил слушателей с жизнью и творчество замечательного вьетнамского поэта XIX в. Нгуен Динь Тьиеу, 200-летие которого отмечают в текущем году.

Доцент ИСАА МГУ к.ф.н. Филимонова Т.Н. проанализировала образ великого вьетнамского государственного деятеля Нгуен Чая, каким его увидел известный писатель Нгуен Хюи Тхиеп в своем рассказе о его жене ("Нгуен Тхи Ло").

Единственный лингвистический доклад в филологической сессии (к.и.н. Тюменева Е.И., профессор Высших курсов иностранных языков МИД РФ, г. Москва и к.ф.н. Нгуен Тхань Ха, ЦК КПВ, г. Ханой) был посвящен гастрономической культуре Вьетнама, отраженной в пословицах и поговорках. Его содержание вызвало живой интерес всей аудитории, в том числе и участников, не владеющих вьетнамским языком.

Наиболее важным и интересным докладом в секции, посвященной археологии и этнологии Вьетнама, было выступление к.и.н. А.В.Кандыбы (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск) в котором были подведены предварительные итоги пятилетних раскопок, проводившихся в Центральном Вьетнаме, в результате которых удалось сделать открытие мирового значения: найти и предварительно изучить группу раннепалеолитических стоянок (культура Анкхэ), доказывающих, что территория этой страны является одним из мест расселения человека, начиная с глубокой древности.

А.С.Легостаева (Государственный музей Востока, г.Москва) в своем объемном и хорошо иллюстрированном докладе познакомила слушателей с таким явлением в керамике Вьетнама, как "голубое из г. Хюэ" (Bleu de Huế), поделившись своими сомнениями и суждениями о том, кто в реальности мог быть автором подобных изделий (прежде всего, сосудов для вина), как они соотносятся с аналогичными сериями, произведенными в Китае и Японии, насколько оригинальны и самобытны.

Выступление к.ф.н. Е.Ю.Кнорозовой (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) было посвящено образу журавля/аиста во вьетнамской литературе и изобразительном искусстве, как одного из главных тотемов древней вьетнамской цивилизации. Помимо прочего в докладе содержались сравнения с аналогичными образами в соседних дальневосточных культурах, что придавало аргументам автора еще больше убедительности.

К.ф.н. А.А. Соколов (Институт востоковедения РАН, г. Москва) в своих заслуживающих внимания этнографических заметках ("Маникюрная диаспора": вьетнамцы в Америке) поделился своими наблюдениями за тем, как устраивают свою жизнь и судьбу за рубежом многочисленные вьетнамские эмигранты, делая это с трезвой оценкой своих реальных возможностей и потребностей, почему у них многое получается в мелком и в среднем бизнесе и мало — в большом.

Из пяти докладов, зачитанных в исторической сессии три так или иначе были посвящены религиозной жизни в традиционном Вьетнаме. Д.и.н. В.Н.Колотов (СПбГУ, г.Санкт-Петербург), обратившись к конкретным историческим документам XVII в. попытался доказать, что уже в самом начале своей деятельности во Вьетнаме католические миссионеры, прежде всего из ордена иезуитов, помимо чисто религиозной деятельности активно готовили почву для будущего подчинения стран Востока европейским колонизаторам, работая в тесном взаимодействии с властями западных государств. Основное внимание в своем докладе он уделил формам и методам работы миссионеров, которые позволяли им превратить свою паству из законопослушных патриотов своей страны в ярых противников властей, безоговорочно отрицавших традиционные ценности и культуру.

Несмотря на существенное отличие в подходе к проблеме распространения христианства во Вьетнаме, выступление к.и.н. О.В. Новаковой (ИСАА МГУ, г. Москва) о роли представителей Запада, в целом, и епископа Адранского Пиньо де Беэна, в частности, в процессе прихода к власти в стране основателя династии Нгуен (1802–1945) фактически явилось иллюстрацией доклада В.Н.Колотова. На материале более позднего времени (вторая половина XVIII в.) было показано, как, прикрываясь высокими словами о спасении душ и несении слова Божьего, отдельные высокопоставленные католические религиозные деятели стремились обеспечить доминирование своих правительств с странах Востока, в частности, во Вьетнаме, полагая, что окончательную победу своих учений на этих территориях можно обеспечить только таким образом.

Доклад А.Шарипова (ИЛИ РАН, г. Санкт-Петербург) был посвящен вьетнамской религиозной секте Каодай. При этом в силу специфики своих научных интересов его автор уделил основное внимание не столько истории этой организации, сколько дискурсивной стратегии ее лидеров, позволившей в максимально короткие сроки кратно увеличить количество адептов.

В выступлении к.и.н. М.А.Сюннерберга (ИСАА МГУ, г. Москва) был затронут вопрос о роли женщин в традиционном вьетнамском обществе на примере правового регулирования положения вдов. Анализ соответствующего законодательства, развитого и закрепленного позднее, во времена французского колониального господства, показал, что бытующие представления об их полном бесправии в рамках конфуцианских "трех послушаний" (сначала отцу, потом мужу и затем старшему сыну) довольно далек от реальной ситуации, существовавшей в стране: права женщин, особенно имущественные, были значительно шире.

Доклад д.и.н. А.Л.Федорина (ИКСА РАН, г. Москва) касался попытки при династии Чан (1225–1400) создать такую систему передачи власти в рамках правящего дома, которая бы исключала даже теоретические возможности ее "легального" захвата представителями других могущественных родов в государстве. На конкретных примерах была прослежена соответствующая политика правящих кругов и ее конкретные формы, а также выявлено время, когда данная система стала постепенно разрушаться, что в конечном итоге довольно привело династию к падению.

Материалы конференции планируется выпустить в виде отдельного сборника статей в первой половине 2023 г.

Конференция получила широкое освещение во вьетнамских СМИ

VOV.VN >>>

NDO >>>

VTV4 >>>

Tuyen Quang >>>