Председатель КНР Си Цзиньпин не поддержал притязания Токио на южно-курильскую гряду во время переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным. Это означает отход от признания островов как японских, за что Пекин выступал ранее. Согласно источникам агентства Kyodo, Си сказал, что Китай не встает ни на ту, ни на другую сторону. Переход к нейтралитету равносилен отказу от точки зрения Мао Цзэдуна, высказанной в 1964 году. Он назвал Курилы принадлежащими Японии.
<...>
В беседе с «Независимой газетой» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, д.и.н., отметил: «Китай занял более благожелательную для России позицию по поводу территориального спора по Южным Курилам. Это крутой поворот в сторону России. Одновременно брошен камешек в огород Японии. Тут, правда, нужно сделать оговорку. Китай занял нейтральную позицию, считая, что вопрос должен решаться между Токио и Москвой. Тем не менее слова Си знаменательны тем, что они представляют собой отход от заявления Мао Цзэдуна, который в 1964 году во время посещения Китая делегацией Социалистической партии Японии сказал, что Южные Курилы – это японская территория, к большому удовольствию гостей. И с тех пор Китай занимал такую позицию, несмотря на то что между Китаем и Москвой бурно развивалось сотрудничество, а территориальный вопрос между КНР и РФ был решен. Наверное, этот поворот сделан потому, что Россия занимает все более важное место в международной стратегии Китая. С другой стороны, на китайских картах эти острова показаны как территории, временно оккупированные Россией. Возможно, дойдет дело и до переделки карт».
По существу, Пекин идет в этом конфликте, в который сам не вовлечен, по такой же схеме, как и в своем территориальном споре с Токио по поводу островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Пекин требует решить эту проблему на двусторонних переговорах с Японией. Море вокруг этих островов, контролируемых Японией, возможно, содержит запасы газа, нефти. И Китай посылает к ним все чаще суда береговой охраны, оснащенные пушками крупного калибра, напомнил эксперт.
«Если посмотреть на события в более широком плане, то нужно сказать, что китайско-японские отношения сейчас очень напряжены. Министр иностранных дел Японии Есимаса Хаяси съездил в Китай, пытался добиться освобождения своего соотечественника, обвиненного в шпионаже, но безрезультатно. Там масса проблем – и Сенкаку, Тайвань, и поддержка американских ограничений на передачу оборудования для производства чипов Китаю, и участие совместно с США в формировании антикитайской коалиции. Этот момент тоже мог сыграть роль в том, что Пекин меняет позицию по Курилам», – полагает Кистанов.
Полностью материал доступен на сайте «Независимой газеты».
Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.
Фото: Reuters