Главный научный сотрудник Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН Ольга Завьялова в авторской колонке для «Независимой газеты» рассказала о музейном буме в Поднебесной.
Летом 2023 года многие китайские музеи не смогли принять всех желающих – работали круглосуточно, вводили предварительную запись посетителей и расширяли информацию о своих коллекциях в интернете. Первый в Китае музей современного типа был основан в 1905 году интеллектуалом, реформатором и предпринимателем Чжан Цзянем в Наньтуне – городе к северу от Шанхая. Ко времени образования КНР в 1949 году в стране был открыт 21 музей. К 2022 году число официально зарегистрированных музеев выросло до 6565, появились музеи частные и корпоративные. Только в течение того же года зарегистрировали 382 новых музея, общее число посещений достигло 578 млн.
Музейный бум, возникший по окончании пандемии COVID-19, стал также одним из проявлений возросшего интереса китайского среднего класса, и особенно молодежи, к своей самой древней из сохранившихся до наших дней цивилизаций. Ее особенностям в прошлом и настоящем была посвящена значительная часть речи Си Цзиньпина на ХХ съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в октябре 2022 года.
О преемственности и в то же время инновационности китайской цивилизации председатель КНР подробно говорил в июне 2023 года в Институте истории Китая – на симпозиуме по сохранению и развитию культурного наследия. Одновременно он посетил Археологический музей при этом же институте и Китайский государственный архив печатных изданий.
Повышенное внимание к музеям характерно для китайского лидера на протяжении всего периода пребывания у власти. Уже через несколько дней после избрания на пост генерального секретаря ЦК КПК в ноябре 2012 года он вместе с другими руководителями партии направился в Национальный музей Китая. В зале, где была развернута выставка «Путь к возрождению», Си выдвинул долгосрочный план «Китайская мечта», который стал программой развития страны до 2049 года.
Жителям Китая хорошо известно, что в последующие 10 лет Си неоднократно бывал в музеях разного уровня и профиля. В списке посещений они могли обнаружить, с одной стороны, новый Музей истории КПК на севере Пекина, с другой – местные музеи народов КНР.
Среди них и один из важнейших символов китайской цивилизации – музей-парк Иньсюй в окрестностях города Аньян. Именно здесь, на раскопках столицы второго периода династии Шан-Инь (XVI–XII/XI века до н.э.), были обнаружены самые ранние образцы китайской письменности – надписи цзягувэнь на черепаховых панцирях и костях животных. В 2009 году в Аньяне параллельно с Иньсюй был создан первый в стране Музей китайской письменности. Монументальное здание воспроизводит архитектуру пришедшей на смену Шан-Инь династии Чжоу (XI–III века до н.э.). Залы выполнены в современном европейском стиле и оборудованы с использованием новейших технологий. При входе на территорию музея установлен памятник – знак-иероглиф в стиле цзягувэнь.
В 2019 году произошло еще одно значимое событие, связанное с историей письменности. В музее при Центральном университете национальностей в Пекине появился зал с образцами 30 видов особого традиционного письма. С одной стороны, среди них присутствуют не всегда до конца расшифрованные письменные системы, которые некогда разработали для своих языков тангуты, кидани и чжурчжэни, создававшие свои государства в пределах современной территории Китая.
С другой – в коллекцию включены образцы особого пиктографического письма, которым до сих пор владеют жрецы народа наси. В музее представлены также два варианта фонетического письма, некогда созданные для записи диалектов китайского языка. Алфавитным арабо-персидским письмом мусульмане-хуэй предположительно уже с эпохи династии Юань (1271–1368) записывали и по-прежнему записывают тексты на родном для них китайском языке – как религиозные, так и отчасти бытовые. Слоговое «женское письмо» нюйшу было изобретено с использованием обычных иероглифов жительницами небольшого района в провинции Хунань.
С началом музейного бума особый интерес у посетителей стали вызывать также недавно появившиеся музеи китайских диалектов, сопоставимых по своим различиям с отдельными языками. В этих музеях можно прослушать записи диалогов, песен, посмотреть видео с театральными постановками. Благодаря новейшим технологиям распознавания и синтеза речи посетители, в том числе дети, сами произносят или записывают слова и целые фразы, переводят свою речь на тот или иной диалект, вступают в диалог с роботами, играют в лингвистические игры. В музеях присутствуют также электронные словари, карты распространения диалектов и сведения об истории их изучения.
В последнее время интерес китайских властей, интеллектуалов и широкой публики не ограничивается языковым разнообразием самого Китая. При Шанхайском институте иностранных языков в 2019 году был открыт первый в стране Музей языков мира, в 2021-м такой же музей появился при Институте иностранных языков в Пекине.
Площадь шанхайского музея – более 2000 кв. м. Он состоит из нескольких отделов, посвященных происхождению языков, их классификации, различным видам письменности, социолингвистике и проблемам преподавания языков иностранцам. В специально оборудованных студиях посетители могут прослушать записи на различных языках и оставить образцы собственных наречий для их дальнейшего изучения специалистами.
Внимание китайского общества к языковым проблемам и появление в стране региональных языковых музеев стало следствием повышения уровня благосостояния и образования населения. Существенную роль играет также стремление властей укрепить «уверенность китайцев в своей цивилизации» в качестве основы «китайской мечты о великом возрождении китайской нации». Важнейшие составляющие этой цивилизации – наддиалектный письменный китайский язык и древнейшая из употребляющихся в современном мире письменность.
В то же время в эпоху интернета и мобильности населения китайцы проявляют большой интерес к региональным устным языковым разновидностям – как к своим родным диалектам, которые они воспринимают как символ собственной идентичности, так и к другим диалектным вариантам. При этом достигнутые в последние годы успехи в распространении официального языка путунхуа и повышение иероглифической грамотности населения в эпоху высоких технологий позволяют властям не только не беспокоиться по поводу языковой и культурной неоднородности страны, но более того – помогать ее сохранению.
Одновременно продвижение официальной концепции «создания сообщества единой судьбы человечества» раздвигает рамки лингвистических исследований и способствует появлению в Китае наряду с региональными диалектными музеями музеев языков мира.
Читайте статью на сайте «Независимой газеты».
Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.