Мы выстраиваем единое, сплоченное евразийское пространство

Во многом концепцию «Один пояс, один путь» воспринимают в Китае как практическую реализацию глобальной стратегии по построению Сообщества единой судьбы человечества, говорит старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН Екатерина Заклязьминская. Стратегия построения гармоничного мира, подразумевающая отказ от войны и политики силы, а также учитывающая взаимозависимость всех стран мира, была предложена Си Цзиньпином в 2012 году на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая.

«В настоящий момент Россия и Китай являются авангардом выстраивания многополярного мирового порядка, и наши инициативы, и инициативы Китая – это, по сути, такой каркас новой архитектуры мирового порядка», – подчеркивает Заклязьминская.

При этом однозначно судить о том, что интерес Китая в отношениях с Россией находится лишь в плоскости закупки российского сырья, не стоит, отмечает эксперт. Развивается много других направлений сотрудничества, строятся заводы, однако особый интерес представляет научно-техническая сфера:

«Даже если смотреть на структуру российско-китайской торговли, которую мы регулярно отслеживаем, то сырьевой компонент снижается, появляются новые аспекты двустороннего сотрудничества. К примеру, статистика показывает, что в последние годы растут объемы экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай, развивается сотрудничество в области промышленных мощностей».

Крайне значимыми государствами в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» являются страны Центральной Азии – неслучайно основы данной концепции были впервые озвучены Си Цзиньпином именно в Казахстане.

«Изначально Центральная Азия воспринималась как платформа для создания альтернативной инфраструктуры, которая неподвластна непосредственному контролю со стороны Вашингтона и его союзников, – объясняет Екатерина Заклязьминская. – То есть это попытка диверсификации логистических маршрутов, попытка сделать их более предсказуемыми и безопасными. Это играет на руку и России: мы выстраиваем единое, сплоченное евразийское пространство. У нас тоже есть свои интересы и инициативы: если Китай выстроил новую транспортную артерию Китай – Западная Европа, то мы хотим выстроить транспортный коридор Север – Юг, он тоже крайне перспективен. И работать это единое евразийское пространство будет не по правилам Вашингтона, а по правилам, которые будем выстраивать мы с Китаем и развивающимися государствами сообща».

 

Полностью материал доступен на сайте MIR24.TV.

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Сергей Савостьянов/POOL/ТАСС