Новая Белая книга по Тайваню: «Об объединении Китая в новую эпоху»

Опубликована статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН Владимира Петровского в журнале «Международная жизнь».


На фоне обострения ситуации вокруг Тайваня и рассуждений экспертов о том, что «вопрос не в том, начнется ли война из-за Тайваня, а в том, когда», Китай опубликовал очередную Белую книгу по Тайваню с разъяснением своей позиции.

Документ под названием «Тайваньский вопрос и объединение Китая в новую эпоху» актуализирует принципы и политику Пекина по Тайваня, изложенные в документах подобного рода, опубликованных в 1993 и 2000 гг. Уточнение «в новую эпоху» означает, по традиции, видение вопроса новым китайским руководством во главе с Си Цзиньпином.

В новой Белой книге подчеркивается, что принципиальная позиция по Тайваню неизменна. Еще на XIX съезде КПК в октябре 2017 г. руководство страны подтвердило основу политики «одна страна, две системы» и продвижения национального воссоединения, а также подчеркнуло свою решимость «никогда не позволять какому-либо лицу, любой организации или любой политической партии в любое время и в любой форме пытаться отделить любую часть китайской территории от Китая».[1]

Белая книга традиционно постулирует, что воссоединение Тайваня с материком «отражает вековые чаяния китайского народа» и является «исторической миссией Компартии Китая». При этом дается подробно излагается история диалога и контактов КНР с Тайванем начиная с достижения т. н. «консенсуса 1992 года».

С тех пор, как заявлено в нынешней редакции Белой книги, было достигнуто немало. Созданы правительственные ведомства, отвечающие за дела по обе стороны пролива, установлены контакты и механизмы связи, начались взаимные обмены представителями и визиты. Жителей Тайваня в Китае называют уже не иностранцами, а «соотечественниками за рубежом». КНР обещает им «постепенное обеспечение равного доступа к государственным услугам, с тем чтобы облегчить им учебу, открытие бизнеса, работу и жизнь на материке».

Стороны также добились успехов в торгово-экономической сфере: В 1978 г. объем торговли через пролив составлял всего 46 млн. долларов, а в 2021 г. вырос до 328,34 млрд., увеличившись более чем в 7000 раз. Материк стал крупнейшим экспортным рынком Тайваня и крупнейшим местом для инвестиций Тайваня за пределами острова: 71,34 млрд. долларов к концу 2021 г.[2]

При этом в Белой книге говорится о том, что в настоящее время диалог Китая с Тайванем столкнулся с новыми трудностями. Пекин беспокоит то, что руководство правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) «заняло сепаратистскую позицию и вступило в сговор с внешними силами в последовательных провокационных действиях, направленных на раскол страны. Они отказываются признавать принцип одного Китая, искажают и отрицают Консенсус 1992 года».

Особенно беспокоит авторов Белой книги политика нынешней американской администрации в отношении Тайваня: «Власти США заявили, что они по-прежнему привержены политике одного Китая и не поддерживают «независимость Тайваня». Но их действия противоречат их словам. Они омрачают принцип одного Китая неопределенностью и подрывают его целостность. Они затевают «официальные» обмены с Тайванем, увеличивают продажи оружия и участвуют в военных провокациях».

И здесь, собственно, Белая книга излагает главный принцип политики китайского руководства в отношении Тайваня, который звучит неожиданно миролюбиво на фоне участившихся военных учений и провокаций в Тайваньском проливе после визита Нэнси Пелоси. Говорится о том, что «Национальное воссоединение мирным путем является первоочередным выбором КПК и китайского правительства в решении тайваньского вопроса, так как это наилучшим образом отвечает интересам китайской нации в целом, в том числе, наших соотечественников на Тайване, и лучше всего работает в долгосрочной перспективе». При условии, что суверенитет, безопасность и интересы развития Китая будут гарантированы, Белая книга обещает, что после воссоединения Тайвань будет пользоваться высокой степенью автономии в качестве особого административного района. Общественная система Тайваня и его образ жизни будут полностью соблюдаться, а частная собственность, религиозные убеждения, а также законные права и интересы людей на Тайване будут полностью защищены. При этом особо подчеркивается, что «различия в общественном строе не являются ни препятствием для воссоединения, ни оправданием сепаратизма».[3]

При этом, говорится в Белой книге, КНР не отказывается от применения силы и оставляет за собой возможность принять все необходимые меры, необходимые для защиты от внешнего вмешательства и любой сепаратистской деятельности. Подчеркивается, что они «никоим образом не будут нацелены на наших собратьев-китайцев на Тайване. Применение силы было бы крайней мерой, применяемой при непреодолимых обстоятельствах».

Показательно, что новая Белая книга по Тайваню адресована не внешним силам, а прежде всего самим жителям острова, показывая преимущества мирного объединения на основе «стратегии взаимного выигрыша». Говорится и о том, что, опираясь на обширный материковый рынок, экономика Тайваня будет иметь более широкие перспективы, станет более конкурентоспособной, разовьет более устойчивые производственные цепочки и цепочки поставок и продемонстрирует большую жизнеспособность в инновационном росте.

Итак, новая Белая книга по Тайваню обозначает стратегический курс Пекина на мирное воссоединение с островом, демонстрируя традиционную для китайской культуры глубину «стратегического терпения» и стратегического планирования, при котором мирное объединение станет неизбежным. Остается лишь надеяться, что внешние силы во главе с США перестанут этому мешать.


Публикация доступна по ссылке >>>