Заместитель директора ИКСА РАН по научной работе, руководитель Центра научного мониторинга и развития ИКСА РАН и главный редактор журнала «Восточная Азия: факты и аналитика» кандидат экономических наук Татьяна Евгеньевна Горчакова дала большое интервью для сайта Общества «Россия – Япония» о новом названии Института и о перспективах развития журнала.
Как стало известно, Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН), с которым Общество «Россия-Япония» успешно сотрудничало, изменил своё название на Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН). С целью прояснить ситуацию мы взяли интервью у заместителя директора по научной работе, к.э.н. Горчаковой Татьяны Евгеньевны.
ОРЯ: В чём смысл переименования Института Дальнего Востока РАН в Институт Китая и современной Азии РАН?
Татьяна Горчакова: Действительно, Министерством науки и высшего образования РФ приказом от 15 марта 2022 г. Институт Дальнего Востока РАН переименован в Институт Китая и современной Азии РАН. Но здесь нужно уточнить, что изменилось не только название Института, но и его статус: если раньше мы были Федеральным государственным бюджетным учреждением науки (ФГБУН), то теперь стали Федеральным государственным автономным учреждением науки (ФГАУН). Соответственно, изменились логотип и сайт Института. Подобная трансформация Института нацелена на расширение его функционала как в научной сфере, так и в области практического применения результатов научной деятельности.
ОРЯ: Если Ваш Институт теперь называется «Институт Китая и современной Азии РАН», насколько актуальной для него будет тема изучения Японии и российско-японских отношений?
Татьяна Горчакова: Изначально в 1966 г. Институт создавался как центр по изучению Китая. Однако с течением времени стала очевидна необходимость в создании научных Центров по изучению азиатских стран и регионов, культурно, экономически, лингвистически неотъемлемо связанных с Китаем, таких как Япония, Корейский полуостров, Вьетнам и другие страны АСЕАН. Новое название Института не изменит характера его деятельности, а возможно даже и расширит. Как Институт занимался изучением проблематики вышеуказанных стран, в том числе и Японией, так и будет заниматься в дальнейшем. Смысл в том, чтобы в новом статусе расширить и усилить научную работу, выступать в роли ведущих специалистов не только по китайской тематике, но и по другим странам Восточной и Юго-Восточной Азии. Задача амбициозная, но при правильном подборе кадров вполне достижимая.
ОРЯ: Как Вы видите развитие российско-японских отношений, которые в настоящее время находятся на крайне низком уровне? Есть ли перспективы их восстановления?
Горчакова Т.: Действительно, после ухода Абэ Синдзо в 2020 г. с поста премьер-министра Японии ситуация в двусторонних отношениях стала ухудшаться, а после начала украинских событий в феврале 2022 г. в результате введения Японией антироссийских санкций, по оценкам экспертов нашего Института, российско-японские отношения «обнулились». Однако, на мой взгляд, после нормализации украинского конфликта появится возможность заняться возрождением отношений с Японией. Важную роль в этом должны играть профильные общественные организации, в частности, Общество «Россия-Япония», которое выстраивает отношения на уровне «корней травы», способствует развитию народной дипломатии. Я, как член Ассоциации японоведов (а это научная организация), также буду прилагать усилия для выстраивания позитивных отношений с Японией в интересах нашей страны.
ОРЯ: 22 июня 2017 г. руководителями организаций – С.Г. Лузяниным и И.В. Романенко – был подписан Договор о творческом сотрудничестве между ИДВ РАН и Обществом «Россия-Япония», в рамках которого проводились совместные мероприятия. Как ИКСА РАН планирует выстраивать отношения с теми организациями, с которыми ранее были заключены договоры?
Татьяна Горчакова: Все договоры и договорённости, которые были заключены с ИДВ РАН ранее, безусловно, будут выполняться. Более того, изменение названия и статуса нашего Института предполагает расширение партнёров и возможность выстраивания отношений не только с научными организациями, но и с коммерческими структурами, например, с целью увеличения внебюджетных доходов. Если данное направление, которое мы называем «коммерческим», будет успешно развиваться, то это позволит улучшить условия труда наших учёных, в частности, повысить их заработные платы и премии.
ОРЯ: Вы являетесь главным редактором электронного научного журнала «Восточная Азия: факты и аналитика», освещающего проблематику стран Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и Японии. С учётом текущих санкций и ограничений по размещению российских статей и журналов в международных базах научного цитирования как Вы видите будущее Вашего журнала?
Татьяна Горчакова.: Для развития издания необходимо сотрудничество как с российскими, так и с международными базами данных и системами научного цитирования, чем активно и занимается редакция журнала «Восточная Азия: факты и аналитика». В состав Редакционной коллегии и Редакционного совета журнала входят серьёзные, именитые как российские, так и зарубежные учёные. Мы стараемся привлекать авторов статей из разных стран. Удивительно, но уже после объявления санкций и ограничений в 2022 г. журнал был включён в такие известные международные базы, как DOAJ и ErihPlus, поэтому я верю в будущее журнала, в его успешное развитие, повышение качественного уровня и в то, что мы в конечном итоге сможем найти общий язык и договориться с ведущими международными базами несмотря на сложившуюся неблагоприятную для сотрудничества ситуацию сегодня.
ОРЯ: Известно, что ранее Вы разместили научный электронный журнал «Японские исследования» в международной базе Web of Science Core Collection, благодаря чему труды российских учёных-японоведов вышли на международный уровень. Однако 3 марта 2022 г. Web of Science объявила о прекращении сотрудничества с Россией и Белоруссией. Что Вы можете сказать по этому поводу? Какая судьба ожидает в этих условиях журнал «Японские исследования»?
Татьяна Горчакова: Ситуация, действительно, непростая, но я продолжаю взаимодействие с Web of Science по индексации вновь выходящих номеров журнала «Японские исследования». Пока, к счастью, взаимодействие продолжается, номера размещаются в базе данных Web of Science, и я надеюсь, что ситуация постепенно будет улучшаться.
ОРЯ: Вы являетесь профессиональным управленцем и имеете прямое отношение к Японии, проработав 11 лет на должности одного из топ-менеджеров всемирно известной японской корпорации «Сони». Ваша кандидатская диссертация по управлению в японских корпорациях была написана на основании реального практического опыта. Помогает ли Вам японский опыт управления персоналом в нынешней работе на должности заместителя директора по научной работе Института Китая и современной Азии РАН?
Татьяна Горчакова: Да, безусловно. Данный опыт является бесценным, он помогает мне добиваться результатов, лучше понимать людей, взаимодействовать с ними, управлять процессами, быстро принимать решения, работать в условиях многозадачности, реализовывать новые проекты и др. Замечу, что в научной сфере японский опыт управления является важной темой исследований специалистов многих стран.
ОРЯ: Это правда, что в корпорации «Сони» Вы были назначены на должность руководителя крупного звена с прямым подчинением более 50 сотрудников всего в возрасте 22 лет, что является нетипичным для японских корпораций, где предпочтение отдаётся всё-таки людям более старшего поколения и мужчинам?
Татьяна Горчакова: Да, это правда. Ситуация, действительно, не совсем типичная, но, как оказалось, в японской корпорации возможная. Для меня это был определённый вызов, который дал мне бесценный опыт и знания, которые очень пригодились мне в дальнейшей работе, в том числе и научной.
ОРЯ: С 2016 г. в Институте не проводились выборы директора. Но насколько нам стало известно, Министерство науки и высшего образования РФ, наконец, запланировало выборы в Институте уже в этом году. Это правда, что впервые в истории Института в качестве одного из кандидатов на должность директора была выдвинута женщина, то есть Вы?
Татьяна Горчакова: Действительно, 13 июля 2022 г. в Институте прошло заседание Учёного совета, на котором от Института было выдвинуто три кандидатуры к предстоящим выборам директора ИКСА РАН: ныне действующий и.о. директора К.В. Бабаев, заместитель директора по молодёжной политике Ю.В. Кулинцев и я. Предстоит большая работа по выводу ИКСА РАН на новый более высокий научный и коммерческий уровень. И вся ответственность за эту работу ложится прежде всего на директора Института. Это серьёзный вызов для любого руководителя.
ОРЯ: Желаем успехов в работе и спасибо за интервью!
Татьяна Горчакова: Спасибо за интерес к нашему Институту, с которым у ОРЯ уже сложились хорошие отношения, и за возможность на сайте ОРЯ прояснить некоторые вопросы, которые интересуют широкий круг общественности. Руководство ИКСА РАН открыто для представителей СМИ, научного сообщества и общественных организаций.
Интервью доступно по ссылке на сайте Общества «Россия – Япония» >>>