Новый «азиатский тигр»: насколько привлекателен сегодня Вьетнам для инвесторов?

Научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Елена Бурова рассказала НЕЗАПАДу о привлекательности Вьетнама для инвесторов.


Всего за 50 лет после войны Вьетнам вышел из нищеты и стал одной из самых быстрорастущих экономик в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экономический подъем привел к постоянному улучшению жизни людей через удовлетворение их культурных, образовательных и медицинских потребностей. Социально-экономическое положение в стране сегодня стабильно, за достижения в деле подъема, преобразования экономики ей присвоили звание нового «азиатского тигра».

Вместе с тем в последнее время имели место и серьезные вызовы, прежде всего, от пандемии COVID-19, которая в 2020–2021 годах негативно повлияла на экономику и общество, нарушив производство, бизнес, сервисную и туристическую деятельность, до геополитической нестабильности. 

Тем не менее, размер вьетнамской экономики продолжает увеличиваться. В 2022 году он достиг $408,8 млрд и $1,32 трлн по ППС. В результате страна оказалась по данным показателям на 37-м и 26-м месте в мире. 

При расчете ВВП на душу населения по абсолютному размеру Вьетнам значительно отстает от большинства стран региона (опережает Лаос, Камбоджу и Мьянму) и находится на 123-м месте в мире. Тем не менее, благодаря высокой экономической динамике, душевой показатель достиг $4 316 на душу населения. 

Ускорение экономической динамики сопровождалось и одновременно стимулировалось трансформацией отраслевой структуры производства с сокращением роли и вклада аграрного сектора и увеличением вклада промышленности и сферы услуг. В результате хозяйство страны характеризуется индустриально-аграрными чертами.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВЬЕТНАМА

Экономическая открытость Вьетнама относительно высока, продолжает расти быстрыми темпами. В 2022 году она достигла 180%, что означает превышение товарооборота над ВВП почти вдвое и сильную зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) входит в группу с очень высокой экономической открытостью, занимает 2-ое место после Сингапура

Немногие страны, за исключением самых богатых природными ресурсами и городов-государств с развитой морской торговлей, проявили такую активность в торговле. Этого удалось добиться, встроившись в мировую и региональную экономику, став ключевым производственным узлом в глобальных цепочках поставок.

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ ВО ВЬЕТНАМЕ

Вьетнам является крайне привлекательной страной для иностранного капитала. В XXI веке объем иностранных инвестиций во Вьетнам значительно возрос. Этот рост начался с середины 1990-х годах, когда процесс рыночных реформ стал давать результаты. Новый импульс приток капитала получил в 2007 году – со вступлением страны в ВТО и ускорением темпов либерализации, которые значительно понизили барьеры для входа иностранных компаний на вьетнамский рынок.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Приток ПИИ остался стабильным, несмотря на пандемию и вызванный ею кризис, что свидетельствует о сохранении у инвесторов уверенности в экономическом потенциале страны. В настоящий момент для иностранных компаний открываются все более широкие возможности работы на вьетнамском рынке, в частности ширится список секторов, открытых для инвестиций, и уменьшается доля тех, куда инвестиции запрещены или ограниченны.

Вьетнам стал одним из самых успешных экономических центров в регионе ЮВА и играет все более важную роль в производстве и сфере услуг. Заработная плата в стране значительно ниже по сравнению с теми, что существует в материковом Китае, а непосредственная близость вьетнамских объектов к китайской территории обеспечивают эффективную интеграцию цепочки поставок.

ПРЕИМУЩЕСТВА ВЬЕТНАМСКОГО РЫНКА

Преимуществами вьетнамского рынка также являются обширный набор льгот, налоговых и инвестиционных стимулов для иностранных компаний; значительно более низкие издержки при производстве большей части продукции по сравнению с Китаем при сопоставимом качестве и сроках; слабое наполнение внутреннего рынка многими товарами и услугами, особенно высококачественными, не очень высокая конкуренция на этом рынке; постепенное формирование среднего класса с более высоким уровнем потребностей и запросов и готовностью потреблять более дорогие товары.

СЛОЖНОСТИ

Основной сложностью до сих пор являются не очень понятные для иностранцев бюрократические процедуры и долгий процесс переговоров по любому поводу. В целом чаще всего вопросы решаются путем привлечения консультантов и выбора правильной формы корпоративного управления.

 

Читайте материал по ссылке.

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.