О государственном визите Си Цзиньпина в Россию

В среду, 22 марта, завершился государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Это была его первая зарубежная поездка после переизбрания на пост председателя КНР. 

Главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН, д.полит.н. Владимир Петровский в рамках рубрики «Точка зрения» на сайте «Фонда Горчакова» рассказал о целях визита Си Цзиньпина и повестке встречи российского и китайского лидеров, реакции Запада, новом этапе сближения Москвы и Пекина и теме СВО на переговорах:

«Цель поездки очевидна: она символическая и практическая. Это первый государственный визит председателя Си Цзиньпина. Символично, потому что десять лет назад, когда он впервые вступил в должность председателя, совершил первый визит именно в Москву. С точки зрения политического символизма это важно, потому что Китай таким образом показывает свои приоритеты в сфере международных отношений. Если мы посмотрим на итоговые документы — два совместных заявления — там чётко всё сказано: дана характеристика российско-китайским отношениям. Первое — это совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. В документе в очередной раз подчёркнуто, что у России и Китая не военно-политический союз, но отношения такого типа, которые по своему качеству и уровню превосходят уходящие в прошлое военно-политические альянсы наподобие НАТО. В этом же заявлении подробно разобрана практически вся международная повестка. Мы знаем, что Россия уже не первый год продвигает концепцию неделимой безопасности, которая состоит в том, что нельзя обеспечить свою безопасность за счёт безопасности других. Москва это повторяла много раз применительно к Евро-Атлантическому региону и Украине. Китай же недавно опубликовал свою концепцию в области глобальной безопасности, где написано, что принцип неделимой безопасности распространяется на все регионы мира. Именно такая формулировка отражена в заявлении, и мне это показалось важным». 


«Второе совместное заявление тоже очень интересное. По объёму оно небольшое, но очень ёмкое — об основных направлениях торгово-экономического сотрудничества двух стран до 2030 года. Там перечислены восемь приоритетных сфер от промышленной и научно-технической кооперации до сельского хозяйства. Декларируется, что главы государств утверждают данные приоритетные направления сотрудничества, а также поручают главам правительств разработать соответствующие планы и дорожные карты по их реализации. Это, с моей точки зрения, показывает, что российско-китайские отношения перешли в фазу зрелого стратегического планирования. В конце концов председатель Си Цзиньпинь вступает в свой очередной пятилетний срок, поэтому строит долгосрочную стратегию развития Китая, и ему интересно, что можно ожидать от российско-китайского сотрудничества. Накануне визита статья Си Цзиньпина была опубликована в “Российской газете”, а статья В.В. Путина — в газете “Жэньминь жибао”. В материалах отмечается, что нам нужно стратегическое планирование, также необходимо понимать, что нас ожидает через десять лет и позже. В этом я тоже вижу важный практический результат. Вероятнее всего, были какие-то темы, которые обсуждались непублично, например, военно-техническое сотрудничество, ведь в числе участников переговоров был министр обороны Сергей Шойгу. Я хочу напомнить, что между Россией и Китаем действует соглашение о военно-техническом сотрудничестве, рассчитанное на пять лет. Скорее всего, стороны обсуждали и его, но чтобы Запад не поднимал шум и чтобы не подвергать Китай риску вторичных санкций, о таком сотрудничестве публично не говорилось. То же самое касается космоса. Глава “Роскосмоса” Юрий Борисов там был, но о чём они говорили? В совместных документах об этой теме не сказано, но, вероятно, какие-то важные вещи обсуждали».


«Что касается темы сопряжения инициатив “Пояса и пути” и Большого евразийского партнёрства, она нашла чёткое отражение в первом совместном заявлении. Там есть специальный раздел, в котором говорится, что Россия поддерживает инициативу “Пояса и пути” и готова работать совместно с Китаем. При этом в совместном заявлении написано, что процесс сопряжения может стать институциональной рамкой для двустороннего торгово-экономического сотрудничества в целом. Второе положение в том же разделе совместной декларации было о том, что Россия и Китай развивают инициативы “Пояса и пути” и Большого евразийского партнёрства параллельно и скоординировано. Это ещё одно измерение сопряжения, тоже достаточно важное. Были ожидания, что инициативу забросят, потому что её связывают с ушедшим премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном, но ничего подобного не произошло. Конечно, есть попытки переосмысления с обеих сторон, потому что пришлось пережить тяжелейшую пандемию COVID-19, больно ударившую по реализации этой инициативы. С другой стороны, России надо определиться, что она от неё ждёт. Недавно я встретил заявление о том, что Россия не участвует в самой инициативе “Пояса и пути”, но участвует в процессе сопряжения этой инициативы и евразийской интеграции. Китайцы тоже нуждаются в переосмыслении, но то, что я прочитал в совместном заявлении, внушает оптимизм по этому поводу».


«Реакция Запада на визит Си показалась истерической. Во-первых, власти США очень опасаются, что другие страны поддержат мирный план Китая по Украине. Были заявления о вторичных санкциях. Принято глупое и неправовое решение Международного уголовного суда. Оно неслучайно появилось накануне визита. Мне кажется, делали расчёт на то, что Си испугается ехать в Москву. Но мы знаем, что китайскую дипломатию такие трюки не пугают давно. Си Цзиньпинь сделал накануне визита специальное заявление, в котором призвал Международный уголовный суд уважать дипломатический иммунитет глав государств несмотря ни на что. В целом отношение Запада к визиту настороженное. Они выискивают вторые и третьи смыслы в продолжении сближения наших стран, но считывают эти смыслы абсолютно неверно».


«Ситуация по Украине обсуждалась достаточно подробно. И в совместном заявлении об этом есть специальный раздел. В.В. Путин заявил, что можно рассматривать китайский план как дальнейшую основу по мирному урегулированию, но при условии, что не только РФ, но и Украина, и Запад к этому плану присоединятся, чего пока не видно. Китайский мирный план на Западе неправильно интерпретируют. Они утверждают, что в этом плане только общие слова. В реальности план Пекина — некое собрание принципов и подходов, потому что Китай, прежде всего, хотел бы понять, как на такую инициативу будут реагировать другие страны. Как раз реакции и боятся США. Надо чётко понимать, что план из 12 пунктов — не дорожная карта. Для начала нужно достигнуть согласия по принципиальным позициям. В плане они и изложены: 12 пунктов — это принципы. Если стороны согласны с ними, тогда можно двигаться дальше и вести разговоры уже по конкретным вещам, в том числе, где, когда и как будут проходить переговоры, уже во время которых можно говорить о дорожной карте. Почему ещё на Западе неправильно интерпретируют этот план? Все 12 пунктов взаимосвязаны и взаимообусловлены, это не ресторанное меню, где что-то можно выбрать, а остальное не заказывать. Необходимо соблюдать все принципы целиком. Иными словами, если речь идёт о прекращении огня и переговорах, попутно следует пункт о снятии всех санкций против России. И накануне визита Мария Захарова говорила, что по части прекращения санкций пункты должны быть взаимосвязанными. На Украине и на Западе должно наступить понимание, что это пакет принципов: давайте по ним соглашаться и на их основе разрабатывать подходы, на основании походов начинать конкретные переговоры, на базе которых уже разрабатывать дорожную карту».


«Что касается поставок вооружения, то российская сторона пока не видит в этом необходимости. Москва пока справляется. Но если бы даже поставки происходили, то на Западе об этом бы точно не узнали. Вся часть переговоров по военно-техническому сотрудничеству, космосу и другим высокочувствительным сферам была закрытой, но это не означает, что её не было. Поэтому неслучайно Россия не даёт подробных статистических данных по торговле, чтобы не подставлять себя под новые американские санкции. Думаю, на данный момент у Запада вообще нет никаких прямых и косвенных доказательств, что Китай поставляет России вооружения, поэтому нет и основания для введения санкций».

Читайте интервью на сайте «Фонда Горчакова».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: © РИА Новости / POOL