«Олимпийский» визит Владимира Путина в Китай: значение для двусторонних отношений

Колонка заместителя директора по молодёжной политике Института Дальнего Востока РАН Юрия Викторовича Кулинцева для сайта Российского совета по международным делам.

Для политологического сообщества России и Китая одним из самых ожидаемых событий XXIV зимних Олимпийских игр стала встреча президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине.

Визит как знак российско-китайской дружбы

Первый в 2022 г. зарубежный визит российского лидера одновременно стал первой личной встречей глав России и Китая с 2019 г., но уже 38-й — в статусе первых лиц государства. Государственное телевидение Китая опубликовало ролик о российско-китайской дружбе, в котором показаны кадры с прошедших ранее встреч президента России с китайским коллегой.

Анализируя контекст и тенденции развития двусторонних отношений, можно прийти к выводу, что на фоне геополитической конъюнктуры В. Путин не мог не приехать на открытие Олимпиады. Между лидерами двух стран сложились дружеские отношения. Как в свое время отметил Си Цзиньпин, принимая приглашение принять участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в феврале 2014 г.: «Если у соседей радостное событие, то, конечно же, нужно ехать туда, чтобы поздравить их с этим». Следует отметить, что это был первый случай, когда китайский лидер присутствовал на крупных международных спортивных соревнованиях за рубежом. В том числе и поэтому В. Путин откликнулся на ответное приглашение «посетить Китай с визитом, разделить с китайскими друзьями радость проведения главного спортивного праздника планеты».

Российско-китайские отношения — тот случай, когда личные симпатии политических лидеров совпадают с интересами государства. Разделяя взгляды на глобальное развитие, Россия и Китай последовательно оказывают друг другу поддержку, что делает невозможным политическую изоляцию Москвы и Пекина от международного сообщества. Участие в таких знаковых мероприятиях, как церемонии открытия Олимпийских игр или юбилейные парады Победы, демонстрирует политическую солидарность и воспринимается как призыв к недопустимости политизации спорта и попыток переписать историю.

Несмотря на призывы ряда стран Запада к дипломатическому бойкоту Олимпиады, гостями церемонии ее открытия в Пекине 4 февраля 2022 г. стали свыше 30 лидеров различных государств и руководителей международных организаций, в том числе президенты России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, а также лидеры Египта, Польши, Сербии, Аргентины, король Камбоджи, наследные принцы Саудовской Аравии и Абу-Даби, великий герцог Люксембурга, князь Монако, принцесса Таиланда, генеральный секретарь ООН, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), президент Нового банка развития (НБР) БРИКС, генеральный секретарь ШОС и другие. Примечательно, что в опубликованном МИД Китая за неделю до церемонии открытия Олимпиады в списке гостей на первом месте был указан В. Путин (хотя в соответствии с дипломатической практикой список обычно возглавляют короли), а уже за ним следуют король Камбоджи, президент Сингапура, президенты пяти стран Центральной Азии и т.д. Это говорит о предоставлении президенту России особого статуса почетного гостя, равно как и о повышенном значении, которое власти Китая придают приезду глав центральноазиатских республик в Пекин.

На открытии Олимпиады глава Международного олимпийского комитета Томас Бах, безусловно, зная о призывах отдельных стран Запада к политическому бойкоту игр, отметил, что спортсмены-олимпийцы показывают, что «можно быть соперниками и в то же время жить мирно и уважительно», и обратился с призывом к политическим лидерам уважать принципы олимпийского движения.

История посещений В. Путиным Олимпийских игр показывает, что график позволил президенту России при всей любви к спорту поучаствовать лишь в 2 из 11 возможных церемоний их открытия — в 2008 г. в Пекине и в 2014 г. в Сочи. Логично было предположить, что пекинская Олимпиада-2022 также должна была попасть в рабочий график президента.

При планировании визита необходимо было учесть, что по решению Международного арбитражного суда 2020 г. представителям российского руководства было запрещено присутствовать на международных турнирах до окончания ограничений на использование национального флага и гимна в спортивных мероприятиях. Исключения касаются случаев личного приглашения от главы государства-организатора. Поскольку президент России получил приглашение на Олимпиаду от Си Цзиньпина, его присутствие на церемонии открытия не нарушало нормы международного права.

Визит российского лидера также стал точкой отсчета в планах проведения Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта в 2022–2023 гг. Всего ожидается около 500 различных мероприятий в сфере массового и молодежного спорта, образования, спортивной науки и подготовки кадров. По заявлению В. Путина, российская сторона планирует, что к 2024 г. доля людей, регулярно занимающихся спортом, составит 55%, а к 2030 г. достигнет 70%. Китай озвучил план по вовлечению в зимние виды спорта 300 млн человек.

Однако в первую очередь визит В. Путина в Китай был обусловлен отсутствием личных контактов с Си Цзиньпином в течение предыдущих двух лет и накопившимися за период пандемии вопросами, требующими проведения очных российско-китайских переговоров на высшем уровне. Как заявлял накануне поездки помощник президента Юрий Ушаков, был подготовлен большой пакет двусторонних документов, в том числе межправительственных, межведомственных и коммерческих: «У нас больше 15 договоров и соглашений в папке, которая готовится к этому визиту».

3 февраля, за день до проведения российско-китайского саммита, глава российского МИД Сергей Лавров провел рабочую встречу со своим китайским коллегой Ван И. Основной задачей встречи было финальное согласование повестки первых за более чем два года очных российско-китайских переговоров на высшем уровне. Кроме того, по итогам мероприятия был подписан План российско-китайских межмидовских консультаций на 2022 г.

Примечательно, что еще до начала официальных переговоров глав России и Китая в пекинской резиденции «Дяоюйтай» западные политики начали хеджировать риски. В частности, официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что у США есть набор инструментов, которые могут быть задействованы, если Вашингтон увидит, что Пекин помогает Москве обойти американские санкции.

Итоги визита

4 февраля президент России прибыл в Китай с визитом. Самолет В. Путина приземлился в пекинском аэропорту около полудня по местному времени, при этом начало церемонии открытия Олимпийских игр было запланировано на восемь часов вечера. Однако такой плотный график не помешал президенту России провести полноформатную встречу с китайским лидером.

Как заявил В. Путин в статье для китайского информационного агентства «Синьхуа», традиционно публикуемой накануне визита: «Символично, что встреча состоится во время Праздника весны — Нового года по лунному календарю. Ведь, как гласит китайская мудрость, «планы на весь год должны строиться весной».

По настоянию китайской стороны в связи с коронавирусными ограничениями состав российской делегации был сокращен с традиционных 20–25 человек до шести. Президента сопровождали глава МИД С. Лавров, министр энергетики Николай Шульгинов, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, председатель совета директоров Роснефти Игорь Сечин, помощник президента Ю. Ушаков.

Стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития российско-китайского всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, международную проблематику, включая диалог России с США и НАТО, а также российские идеи о гарантиях безопасности в Европе. Кроме того, лидеры двух стран рассмотрели широкий спектр вопросов практического сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, финансово-инвестиционной, научно-технической и гуманитарной областях.

На встрече было отмечено, что товарооборот России и КНР по итогам 2021 г. вырос на треть и достиг нового максимума — 140 млрд долл., при этом стороны подтвердили намерение планомерно продвигаться к установленной главами государств цели — 200 млрд долл. Особое внимание в ходе переговоров было уделено двусторонней кооперации в области энергетики. Россия поставила в Китай рекордный объем энергоресурсов со времени запуска газопровода «Сила Сибири» — свыше 15 млрд куб. м газа. Кроме того, участники встречи обсудили условия строительства транзитного газопровода по территории Монголии из России в Китай («Сила Сибири — 2»), однако в список документов, принятых в рамках визита, вошел только договор Газпрома и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) о ежегодных поставках 10 млрд куб. м российского газа в Китай по «дальневосточному» маршруту («Сила Сибири — 3»).

Роснефть и CNPC также заключили соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет для нефтеперерабатывающих заводов на северо-западе Китая и подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в сфере низкоуглеродного развития. Кроме того, Роснефть заключила с Huawei Соглашение о сотрудничестве в области информатизации и цифровизации на период до 2027 г.

Сотрудничество России и Китая в области энергетики носит стратегический и долгосрочный характер. Напомним, что с 2021 г. Россия и Китай совместно реализуют ряд крупных проектов, среди которых строительство Амурского газохимического комбината на Дальнем Востоке. Кроме того, китайская сторона присоединились к реализации масштабного проекта в российском Заполярье «Арктик СПГ-2», а также к созданию крупнейшего в мире газохимического комбината в Усть-Луге.

Помимо коммерческих контрактов по итогам российско-китайского саммита было подписано 12 межправительственных и межведомственных документов, а также принято совместное заявление, в котором главы России и Китая призвали международное сообщество к укреплению диалога и взаимного доверия, защите международной системы, опирающейся на центральную роль ООН. В совместном заявлении конкретизируется содержание общей российско-китайской позиции по международным отношениям и глобальному развитию. В определенной степени его можно рассматривать как посыл странам Запада, указывающий на критически важные, по мнению Москвы и Пекина, аспекты международной политики. В частности, в документе вновь было подчеркнуто, что Россия и Китай будут противостоять вмешательству внешних сил во внутренние дела суверенных стран под любым предлогом. Этот тезис представляется прямой реакцией на события начала года в Казахстане.

В заявлении также прослеживается взаимная поддержка Москвы и Пекина. Выступая против дальнейшего расширения НАТО, китайская сторона заявляет, что «относится с пониманием и поддерживает выдвинутые Россией предложения по формированию долгосрочных юридически обязательных гарантий безопасности в Европе». Речь идет о двух документах, переданных США в качестве предложений о долгосрочных гарантиях безопасности. В документе, предлагаемом НАТО к подписанию, предусмотрены обязательства исключить дальнейшее расширение альянса, в том числе присоединение Украины, а также других государств.

Россия же со своей стороны подтвердила, что «Тайвань — это неотъемлемая часть Китая» и что «выступает против ее независимости в какой бы то ни было форме». Высказывание столь явной позиции относительно дальнейшей судьбы Тайваня конкретизирует российское понимание политики «одного Китая» с использованием более жестких формулировок. Само содержание позиции России не изменилось, однако более прямая и менее дипломатичная форма ее подачи вызвала негативную реакцию Тайбэя. Уже на следующий день МИД Тайваня выступил с заявлением, в котором указал, что заявление Москвы и Пекина «ложное» и «умаляет суверенитет Тайваня». В частности, в нем говорилось: «Тайвань и КНР не подчиняются друг другу... Китайское правительство не имеет права представлять Тайвань на международном уровне и не должно принуждать другие страны, международные организации и предприятия делать ложные заявления против него, используя свой вымышленный "принцип одного Китая"».

Еще одним важным элементом совместного заявления России и Китая представляется указание на «формирование тенденции перераспределения баланса мировых сил». Предполагается, что в новой системе глобального управления будет усиливаться взаимосвязанность и взаимозависимость государств, а отстаивающие принципы гегемонии отдельные страны Запада (силы, которые теперь представляют меньшинство на мировой арене) не смогут продолжать использовать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике.

Таким образом, Москва и Пекин отчетливо сигнализируют, что они выработали собственное понимание развития и прогресса человечества, которое разделяет большая часть международного сообщества. В 2022 г. председательство в БРИКС переходит к китайской стороне, и Россия будет оказывать содействие в реализации программы КНР. Кроме того, Москва и Пекин договорились, что целям формирования полицентричного миропорядка будет также отвечать всестороннее укрепление Шанхайской организации сотрудничества.

***

Состоявшаяся в Пекине встреча лидеров России и Китая подтвердила, что государства остаются стратегическими партнерами на международной арене. Обе страны объединены стремлением участвовать в формировании глобальной повестки, готовы предлагать и отстаивать принципы совместного развития на фоне нарастающего давления со стороны Запада.

Отмеченное на встрече достижение «беспрецедентно» высокого уровня двусторонних отношений создает условия для долгосрочного и стабильного развития российско-китайского партнерства на деидеологизированной основе, свободного от политической конъюнктуры и не направленного против третьих стран, главные принципы которого: уважение, учет интересов друг друга и приверженность порядку, основанному на международном праве.