Основные задачи съезда, таким образом, — задать вектор управления страной на ближайшую пятилетку

Научный сотрудник Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН Виктор Башкеев в беседе с «Московские новости» прокомментировал Итоги XX съезда Коммунистической партии Китая.


С 16 по 22 октября 2022 в КНР проходило главное политическое мероприятие пятилетки — юбилейный, XX всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. История съездов насчитывает более 100 лет, и они давно стали важнейшей точкой отсчета в политической жизни страны.

От империи к партии

История Коммунистической партии Китая в XX веке — зеркало тех фундаментальных потрясений, через которые прошло китайское общество в это время. В политической элите Поднебесной партия мыслится прародителем современного китайского государства (КНР), его политическим ядром и основой реализации государственной политики.

Для Китая это не внове — бюрократические структуры высшей власти всегда обладали там таким весом, будь то двор правителя-вана или императора-хуанди. Просто теперь «собрание (он же «съезд», хуэй) народных представителей», жэньминь дайбяо дахуэй, стало формой легитимации высшей власти подобно тому, как ранее собрание вокруг алтаря духов шэхуэй (в современном китайском так обозначается общество, социум) легитимировало власть Сына Неба как верховного жреца.

Китайская культура обладает важнейшим свойством непрерывной преемственности, — традиционные формы организации политической и общественной жизни здесь не забываются, а лишь меняются согласно времени.

Потому нынешний лидер Китая Си Цзиньпин (явно под влиянием главного идеолога своей команды Ван Хунина) столь часто обращает в своих речах внимание на традиционный период истории. Потому же столетие партии в прошедшем году отмечалось с максимальной помпой — тем самым подчеркивалось правопреемство КНР как новой формы существования великой Поднебесной. По той же причине, кстати, совершенно невозможно понять современный Китай без глубокого знания и понимания его истории. Потому, чтобы понять момент текущий, сначала взглянем немного назад.

От партии к стране, от борьбы к управлению

Тот самый первый (конечно же, нелегальный) съезд, на котором и была основана Компартия, состоялся в августе 1921 года. Последующие пять съездов, прошедшие до конца 1920-х годов, были посвящены партийному строительству и проходили в обстановке перманентной политической борьбы, в том числе межпартийной.

Это десятилетие вместило в себя попытки самоопределения в отношениях с Гоминьданом

Национальная партия в Китае, игравшая руководящую роль в Синьхайской революции 1911 года и правившая на большей части страны в период с 1926 по 1949 год. Ее наиболее известные лидеры — Сунь Ятсен и Чан Кайши.

(были и попытки диалога, и порывы отмежеваться), и переход на нелегальное положение после переворота Чан Кайши в 1927 году, и воспоследовавший за этим единственный в истории выездной VI съезд КПК в СССР, проведенный в следующем году и собравший коммунистов, бежавших от преследования в Китае. 

Первый послевоенный, VII съезд 1945 года де-факто был посвящен уже государственному строительству — действиям партии в условиях борьбы за собирание страны. Далее съезды проводились уже в новой стране, Китайской Народной Республике, основанной 1 октября 1949 года.

В правление Мао Цзэдуна съезды все еще не были регулярными, их основное назначение на тот момент — ситуативная кульминация внутриполитической жизни, арена политической борьбы. VIII–X съезды проходили в обстановке пассионарной политики Мао, известной как «культурная революция», на них явно проявилась борьба политических группировок, в частности возвышение и опала «Банды четырех

Термин, используемый для обозначения группы высших руководителей Коммунистической партии Китая (Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь), выдвинувшихся в ходе «культурной революции» 1966—1976 годов. После смерти Мао Цзэдуна они вступили в борьбу за власть, но были признаны заговорщиками и арестованы».

XI съезд 1977 года (проводился уже после смерти Мао) официально объявил об окончании «культурной революции». Началась новая эпоха в истории современного Китая, где главной задачей власти было, несколько снизив пыл политической борьбы и уведя ее «под ковер», обеспечить управляемость полуголодной страны, измотанной предшествующим периодом.

Одно из проявлений порядка и стабильности, к которым стремилось руководство того времени, — регулярное проведение съездов КПК раз в пятилетку. Этот соблюдается и поныне, последние девять съездов уложились строго в 45 лет, что говорит о сбалансированности политического процесса в Китае в этот период — политическая борьба, кульминацией которой становится съезд, не нарушает структуру управляемости страной.

Основные задачи съезда, таким образом, — задать вектор управления страной на ближайшую пятилетку.

Одной из важнейших структур, обеспечивающих эту гибкую стабильность со времен конца правления Дэн Сяопина (ранние 1990-е), являлся консенсусный механизм сменяемости высших руководителей страны по истечении определенного срока. Следующий руководитель назначался на очередном съезде и легко «просчитывался» заранее, так как его кандидатура согласовывалась политическими элитами задолго до. Таким образом Дэн Сяопина сменил Цзян Цзэминь, ему на смену пришел Ху Цзинтао, передавший пост лидера партии и страны Си Цзиньпину.

Это обеспечивало стабильность и предсказуемость, столь важные для устойчивого экономического роста, который, собственно, страна уверенно демонстрировала, ко второму десятилетию XXI века выйдя на лидирующие позиции в мире и почти (а то и совсем) забыв о полуголодной жизни конца 1970-х годов. Казалось бы, зачем что-то менять? Однако на прошлых съездах Си этот механизм дезавуировал и на днях был утвержден во главе страны. Почему же? Конечно, у этого есть причины, ибо все диалектично — тот самый рост Китая в условиях стабильности до Си породил совсем иные вызовы перед политической системой Китая и самим Си как ее нынешним средоточием.


Полная версия публикации доступна по ссылке >>>