От открытых антироссийских или антикитайских шагов новый президент Республики Корея старается воздерживаться

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН кандидат исторических наук Константин Валерианович Асмолов рассказывает об отношениях США и Южной Кореи при новом президенте Юн Сок Ёле в авторской колонке для издания «Новое Восточное Обозрение».


РК и США – слова и факты

После публикации текста о президенте РК на саммите НАТО у части аудитории возникла вопросы – действительно ли РК, несмотря на верноподданнические заявления, на деле не особенно торопится исполнять приказы Вашингтона. Лучше всего на этот вопрос ответит сочетание слов и фактов

Совместное заявление лидеров РК и США состояло из трех частей, но общей темой было то, в каких сферах Вашингтон и Сеул будут вместе «за все хорошее против всего плохого». В частности, по северокорейскому вопросу оба лидера обязались «начать обсуждения с целью расширения масштабов совместных военных учений на Корейском полуострове и вокруг него» в том числе расширить сотрудничество для противодействия целому ряду киберугроз со стороны КНДР. Договорились Джо Байден и Юн Сок Ель и рассмотреть возможность развертывания в регионе большего количества американского оружия, включая ядерное.

Целый раздел заявления был посвящен экономическому сотрудничеству, в том числе в области экономической безопасности, и создания безопасных и устойчивых глобальных цепочек поставок.

По российскому направлению было подчеркнуто, что стороны «выступают вместе с международным сообществом в осуждении дальнейшей неспровоцированной агрессии России против Украины», которое они считают нарушением международного права, и ввели «свои собственные финансовые санкции и меры экспортного контроля против России».

Китай прямо не называли, но подразумевают весьма чётко. Сеул, в частности, был готов педалировать тему прав человека как на северокорейском, так и на китайском направлении.

Понятно, что практическое воплощение решений, принятых первыми лицами, происходит не мгновенно, но к концу июля 2022 г. можно посмотреть, что за почти два месяца, прошедших со времени визита Байдена в РК, было сделано, а не сказано.

Более жесткий курс в отношении КНДР

Эксперты сразу же отметили, что два лидера не упомянули Панмунджомскую декларацию 2018 года или Сингапурское совместное заявление, которые были включены в совместное заявление саммита Байдена и тогдашнего президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина от мая 2021 года. В интервью CNN 23 мая 2022 г. Юн Сок Ёль подчеркнул, что примирительный подход предыдущего правительства к Северной Корее потерпел неудачу, «эпоха умиротворения Северной Кореи закончилась, и любые новые переговоры между Сеулом и Пхеньяном должны быть инициированы северокорейским лидером Ким Чен Ыном». Позднее, на встрече с военными в июле 2022 г. он приказал «быстро наказать Северную Корею в случае провокаций».

Однако в том же интервью Юн отметил, что развал КНДР является нежелательным, лучший вариант — совместное процветание Юга и Севера. Это сильно отличает его позицию от классических консерваторов, открыто говоривших о стирании КНДР с карты и скором поглощении.

24 мая представитель министерства объединения сообщил, что, учитывая заявленный президентом практический подход, правительство Южной Кореи рассмотрит вопрос о том, следует ли сохранять экономические санкции, введенные против Северной Кореи в 2010 году после того, как «Север потопил южнокорейский корвет «Чхонан». В соответствии с санкциями, известными как Меры от 24 мая, запрещены почти все межкорейские обмены, за исключением промышленного комплекса Кэсон и проектов гуманитарной помощи. Дальнейших новостей по этому поводу, однако, не было, и автор предполагает, что такой шаг навстречу придерживается до действий Севера.

Новых односторонних санкций тоже пока не вводили, хотя 27 июня замминистра финансов США по вопросам борьбы с терроризмом и финансовой разведкой Брайан Нельсон, курирующий санкционную проблематику, провёл ряд встреч с высокопоставленными представителями РК, в ходе которых обсудил тему санкционных ограничений в отношении КНДР и России.

Во время встречи со спецпредставителем по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ким Гоном стороны достигли договорённости о необходимости усиления международного санкционного давления на Северную Корею в случае продолжению ею курса на отказ от диалога и продолжение развития своего ракетно-ядерного потенциала. Участники переговоров обсудили вопрос односторонних санкций со стороны США и РК, но Сеул так ничего и не ввел, в отличие от Вашингтона.

Зато налицо активность по линии защиты прав человека в качестве дополнительного инструмента оказания давления на Пхеньян. 19 июля министерство иностранных дел Р. Корея объявило о назначении профессора политологии и международных отношений университета Корё Ли Син Хва на должность посла по международному сотрудничеству по вопросам прав человека в КНДР. Это место было вакантным с сентября 2017 года, было создано в 2016 году после принятия Закона о правах человека в Северной Корее.

Наконец, отметим, что северокорейская повестка активно используется во внутренней политике – «накат» на прежнюю администрацию осуществляется через расследование инцидентов, в котором администрацию Муна обвиняют в попытках выслужиться перед Севером ценой жизни граждан РК.

Экономическое сотрудничество

Здесь результаты хорошо видны не только на примере вступления в IPEF. Сеул присоединился к инициативе Вашингтона Mineral Security Partnership (MSP), направленной на диверсификацию и создание стабильных цепочек поставок ключевых ресурсов и полезных ископаемых, используемых в передовых отраслях промышленности (полупроводники, аккумуляторные батареи, «зелёная» энергетика и пр.).

Затем, принято решение о присоединении Сеула к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP). Официальная заявка будет подана после прохождения всех необходимых внутренних процедур, включая слушание в парламенте.

7 июля в Вашингтоне состоялись переговоры секретаря президента РК по вопросам экономической безопасности Ван Юн Чжона и старшего директора по технологиям и национальной безопасности Совета национальной безопасности США Таруна Чабры.

Отдельно отметим визит в РК министра финансов США Джанет Йеллен, от которого ожидали явных шагов Сеула в сторону американского курса. В своей речи после посещения завода по производству аккумуляторов LG Chem Йеллен призывала к созданию устойчивых цепочек поставок, чтобы снизить инфляцию и помешать Китаю использовать рычаги влияния на поставки ключевых материалов. Кроме того, Йеллен назвала предлагаемое ограничение цен на экспорт российской нефти самым мощным инструментом для решения проблемы высоких цен на энергоносители и призвала союзников США присоединиться к этому шагу. По итогам визита Южная Корея присоединилась к предложению США, о максимальных ценах на русскую нефть, однако это не более чем красивый жест, учитывая, что РК ее практически не покупает. В основном нефть поставляется на Юг по морю из арабских стран и США.

Важно и то, что, когда Джанет Йеллен встретилась за закрытыми дверями с президентом Юн Сок Ёлем, вопреки ожиданиям, стороны не затрагивали проблематику санкций в отношении КНДР.

Еще один важный момент — 20 июля министр науки и ИКТ Ли Чжон Хо открыто заявил, что Южной Корее следует проявлять осторожность при принятии решения о присоединении к американской инициативе технологического альянса Chip 4 или Fab 4, поскольку потенциальные последствия могут повлиять не только на полупроводниковую промышленность страны, но и на экономику в целом. Структура, в состав которой помимо США и РК также входят Тайвань и Япония, призвана противодействовать росту влияния КНР в глобальных цепочках поставок современной высокотехнологичной продукции, а также увеличить производственный потенциал и возможности Америки в указанной сфере.

Военное сотрудничество и вопрос THAAD

Юн намерен строить т.н. трехосную систему, куда входит «Система массированного наказания и возмездия (оперативный план по выведению из строя северокорейского руководства в случае конфликта)»; система упреждающего удара Kill Chain; система противовоздушной и противоракетной обороны. Однако эти разработки начались не при нем и в какой мере темпы военных расходов и оборонных закупок будут равны тому росту, который был при Муне, еще неясно.

Была возрождена Расширенная группа высокого уровня по стратегии сдерживания и консультациям, которая недолго действовала во время правления Пак Кын Хе. Платформа, позволяющая двум союзникам тесно координировать действия по размещению стратегических активов США. К таким средствам обычно относятся авианосцы, атомные подводные лодки и бомбардировщики, способные нести ядерное оружие.

Что же до THAAD, то 23 мая министр обороны РК заявил, что Южная Корея будет добиваться нормализации размещения американской ПРО, поскольку она находится в статусе временной установки из-за экологической и других причин. Министерство обороны планирует сформировать правительственно-гражданский консультативный орган для давно откладывавшейся оценки воздействия на окружающую среду американского подразделения противоракетной обороны THAAD, чтобы ускорить процесс.

Не видно пока активных действий по присоединении РК к QUAD: пресс-секретарь Юна опроверг сообщение японских СМИ о том, что новое корейское правительство стремится присутствовать на встрече четырех стран в качестве наблюдателя.

Где прогресс виден, так это совместные учения разных типов. 11 июня 2022 г. руководители оборонных ведомств Южной Кореи, Соединенных Штатов и Японии договорились активизировать сотрудничество для противодействия ракетным угрозам Северной Кореи посредством совместных учений, включая учения по предупреждению о ракетном нападении. Похожие заявления звучали на встрече лидеров трех стран в кулуарах саммита НАТО.

29 июня 2022 г. КНДР жестко раскритиковала совместные учения США с Японией и Южной Кореей «Pacific Dragon» под предлогом «отработки способности к поиску и слежению баллистических ракет», которые во многом проведены в закрытом режиме.

4 июля Южная Корея впервые провела в Сеуле четырехдневное пленарное заседание Национального комитета резервных сил (NRFC), в котором приняли участие официальные лица из 20 членов комитета, а также из шести стран со статусом наблюдателя, включая Корею, Австралию и Новую Зеландию.

Созданный в 1981 году, NRFC служит ключевым органом, которому поручено консультировать НАТО по вопросам, связанным с резервными силами, и повышать боеготовность резервов Североатлантического союза путем обмена передовым опытом.

20 июля 2022 г. было окончательно объявлено, что учения гражданской обороны «Ыльчжи» пройдут с 22 августа в полном масштабе и продлятся четыре дня по всей стране после того, как в последние годы они проводились в сокращенном режиме из-за пандемии COVID-.19. В них примут участие около 480 000 должностных лиц из примерно 4000 городских, окружных и районных органов власти, государственных учреждений и других организаций по всей стране, чтобы проверить их готовность к войне и другим непредвиденным обстоятельствам. Учения будут включать в себя действия по восстановлению объектов, телекоммуникаций и гидротехнических сооружений в случае северокорейской ракетной атаки, а также тренировки по противодействию помехам GPS в сочетании с совместными военными учениями Южной Кореи и Соединенных Штатов.

Военная часть учений, запланированная на 22 августа — 1 сентября, вероятно, будет сочетать в себе командно-штабные учения на основе компьютерного моделирования и полевые маневры, что в сочетанием с учениями «Ыльчжи» равносильно возрождению учений Ulchi Freedom Guardian, отмененных в 2018 году при администрации Мун Чжэ Ина.

Предполагается, что маневры получат новое название, которое в настоящий момент обсуждается, и автор ожидает в связи с этим нового витка напряженности по аналогии с теми традиционными «весенними и осенними обострениями», которые до «олимпийского потепления» 2018 г. случались ежегодно.

Поддержка Сеулом антироссийской линии Вашингтона

Дополнительных санкций нет. Громких заявлений нет. Встреча Пак Чина и Лаврова 7 июля 2022 г. в рамках министерской встречи стран «Большой двадцатки» на Бали тоже не свелась к обвинениям. Пак Чин призвал Лаврова не допустить ущерба для южнокорейских граждан и компаний, проживающих и работающих в России.

Визит Ли Чжун Сока на Украину не стал поводом для дополнительных действий, а критиковали Ли за это сторонники Юна.

Боевого блоггера Ли Гына допрашивают, но тема ушла из новостей – видимо потому, что находясь в статусе задержанного, он не может обновлять инстаграм.

Некоторые записывают в антироссийские действия упраздненный Комитет по северному экономическому сотрудничеству, который курировал связи с Россией и государствами Евразии. Однако не все знают, что эта структура практически не функционировала, и российская версия ее сайта не обновлялась с 2019 г.

«Разворот от Китая»

Жестких антикитайских заявлений нет, вместо этого – постоянные оговорки о том, что участие РК в американских программах не несет антикитайской направленности. Отвечая на вопрос о возможности экономического возмездия со стороны Китая в связи с присоединением РК к возглавляемой США Индо-Тихоокеанской экономической структуре (IPEF), южнокорейский лидер сказал, что «Китай вряд ли проявит чрезмерную чувствительность в этом вопросе». Он напомнил, что двустороннее сотрудничество одинаково важно и для Сеула, и для Пекина. Укрепление контактов с Вашингтоном в областях безопасности и технологий не означает, что Сеул считает неважным экономическое сотрудничество с Китаем, — подчеркнул Юн Сок Ёль.

23 мая первый заместитель министра иностранных дел РК Чо Хён Дон заявил, что укрепление экономического и технического альянса РК и США при новой администрации Юн Сок Ёля не направлено против конкретной страны и правительство приложит усилия для одновременного укрепления экономического и технологического партнёрства с Китаем, который является близким соседом и крупнейшим торговым партнёром РК.

2 июля министр иностранных дел РК Пак Чин отметил, что участие Юн Сок Ёля в саммите НАТО не направлено против Китая. А 7 июля Пак Чин и его китайский коллега Ван И договорились регулярно общаться. В ходе встречи министров иностранных дел G-20 на Бали, Пак и Ван около 50 минут обменивались мнениями об активных обменах между двумя странами после того, как в мае в Корее появился новый президент.

Таким образом, Сеул отнюдь не бежит впереди паровоза. Там, где вопросы не «обсуждаются», речь идет или об экономическом сотрудничестве без явной угрозы испортить отношения с Китаем, или о тех инициативах в области безопасности, которые Юн озвучивал еще во время предвыборной гонки. Остальное может быть выложено на стол в критической ситуации (например, на фоне серьезного межкорейского обострения) при этом от открытых антироссийских или антикитайских шагов Юн старается воздерживаться.


Публикация доступна на сайте издания «Новое Восточное Обозрение» >>>