Директор Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев на пресс-конференции, посвящённой презентации Института, рассказал о предстоящем саммите ШОС в материалах информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа».
Саммит ШОС в Самарканде — это, с нашей точки зрения, очень прорывное мероприятие, которое, действительно, должно вывести сотрудничество между государствами-членами ШОС на новый уровень. Очень много ранее критиковали ШОС за то, что объявляется очень много инициатив, но они многие не воплощаются в жизнь. Сейчас мне кажется, что перед организацией стоит задача выйти на новый уровень и воплотить целый ряд важных инициатив, которые приобрели особенное значение в связи с геополитической ситуацией в Евразии вокруг континента.
Действия Соединенных Штатов сегодня подталкивают страны-участников ШОС к более тесному сотрудничеству между собой как экономическому, так и в области безопасности. Естественно, это дает возможность государствам сегодня договариваться и выходить на новые форматы сотрудничества, в частности очень много говориться о переходе на национальные валюты в системах расчетов, формирования единого таможенного пространства. Весьма вероятно, что будут обсуждаться вопросы, связанные с укреплением сотрудничества в области безопасности на Евразийском пространстве. Это все шансы, которые сегодня стоят перед ШОС.
Мне кажется, что такой интерес со стороны высшего руководства целого ряда стран, мы знаем, что на саммит ШОС в Самарканд прибывает Председатель КНР Си Цзиньпин – это его первый выезд из страны после пандемии COVID-19 – и это, конечно, имеет очень большое значение. [Этот визит] не только первый после эпидемии, но и, вероятно, последний перед съездом, ожидающийся в КНР в середине октября.
Все это, конечно, имеет большое значение и в договоренности между первыми лицами крупнейших государств-участников ШОС, государств, которые интересуются работой ШОС, которые наблюдают за ее работой должны каким-то образом придать импульс не только развитию самой организации, но и формированию этого самого нового миропорядка на Евразийском пространстве. Если здесь модель этого миропорядка будет создана сперва, вероятно, между Россией и Китаем, странами Центральной Азии, членами ШОС из Южной Азии, то весьма вероятно, что новая модель равноправного сотрудничества в экономике, в сфере безопасности, в гуманитарной сфере может затем быть распространена и на другие континенты.