Опубликована статья директора Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева на сайте дискуссионного клуба «Валдай».
Политические контакты могут сыграть важную роль и для утверждения в Африке крупных российских государственных и частных корпораций. Второй саммит «Россия – Африка», запланированный на лето 2023 года в Санкт-Петербурге, позволит открыть двери для многих крупных инвестиционных проектов на континенте.
Российское возвращение в Африку обсуждается в средства массовой информации и различных эшелонах власти уже два десятилетия. Однако импульс, приданный российской экспансии на африканский континент первым саммитом «Россия – Африка» в октябре 2019 года, стал в полной мере прорывным событием, позволившим нащупать точку входа для российского бизнеса и экономическую стратегию России на континенте, лидирующем сегодня в мире по темпам развития экономики.
В числе главных преимуществ России перед другими акторами новой «битвы за Африку» обычно называют исторические связи африканских элит с их альма-матер в бывшем СССР (многие руководители и члены правительств африканских государств учились в советских институтах и университетах), воспоминания о борьбе за свободу Африки (Россия всегда славилась в Африке как главный борец с колониализмом западноевропейских держав), экономические заделы советского времени (построенные заводы, плотины, больницы, поставки тракторов, автомобилей и вооружений). Однако все эти козыри остались в прошлом, в то время как в настоящем России до недавнего времени сложно было предложить Африке что-либо ценное, способное конкурировать с масштабными западными инвестициями или китайскими инфраструктурными проектами.
Сегодня ситуация радикально изменилась. События в Ливии, Центральноафриканской Республике и Мали показали, что Россия может быть поставщиком эффективной военной помощи африканским правительствам для сохранения стабильности режимов или своих политических позиций, причём на этот раз не при помощи чемоданов с наличностью и заведомо невозвратных кредитов, как в 1970-е, а в виде военных советников для подготовки вооружённых сил. Такой тип поддержки дружественных правительств весьма действенно применялся и в советское время – с помощью советников из СССР пришли к власти и успешно существуют до сих пор режимы в Египте, Анголе, Зимбабве, Мозамбике и других странах континента. Сегодня российская военная помощь ещё привлекательнее для правительств стран Африки, так как в обмен на неё Россия не требует ни перехода к социалистическому строю, ни военно-морских баз, ни строительства колхозов. Москва позиционирует себя как относительно альтруистичный игрок, в отличие от Китая, который закабаляет своих партнёров экономически, и от США, Великобритании и Франции, требующих за свои кредиты и инвестиции политических реформ и соблюдения западных стандартов госуправления, часто неприложимых к Африке вообще.