Первый военный парад в честь 90-летия основания Корейской Народно-революционной армии

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН кандидат исторических наук Константин Валерианович Асмолов опубликовал колонку о военном параде в Пхеньяне 25 апреля 2022 года, на котором было представлено новое вооружение КНДР – для сетевого издания «Новое восточное обозрение».


Военный парад в Пхеньяне 25 апреля 2022 года

Хотя 110-летие Ким Ир Сена 15 апреля 2022 г. обошлось без военных демонстраций, ожидаемый парад (двенадцатый за время правления Ким Чен Ына) был проведен десять дней спустя.

25 апреля в стране отмечали 90-ю годовщину основания Корейской Народно-революционной армии, предшественницы нынешней КНА. Хотя существование этого партизанского соединения в официальной версии КНДР — вопрос дискуссионный, Ким Ир Сен, безусловно, был известным партизанским командиром, и в этом аспекте парад хорошо подчеркнул преемственность вооруженных сил и позволил как бы «развести» юбилей Кима как праздник с упором на мирные достижения и юбилей КНРА как «праздник для военных экспертов», которые получили свое удовольствие.

Парад 25 апреля 2022 г. был первым парадом, проведенным формально именно в честь КНРА – ранее военные парады устраивались в годовщины рождения Ким Ир Сена 15 апреля, годовщину основания Трудовой партии 10 октября или основания КНДР 9 сентября. Как и прошлые парады, он начался поздно вечером, и южнокорейская разведка считает, что последний парад может быть самым масштабным мероприятием в КНДР на сегодняшний день. Это касалось и общего числа участников, и представленной военной техники.

С точки зрения частей и соединений, на параде были все. Если же кратко перечислить технику, то по улицам проехали:

  • РСЗО калибров 240-мм и 300-мм. 240-мм на новом шасси.

  • Самоходные и переносные пусковые установки разных типов противотанковых ракетных комплексов , — условные аналоги комплексов Spike NLOS или LR, AT-4, или NLAW

  • «Кимскандеры» KN-23 и похожие на американские ракеты класса ATACMS KN-24. А также пресловутая испытанная в апреле довольно малогабаритная «система для дальнобойной артиллерии».

  • Новая БРПЛ. В сравнении с «Пуккыксон – 5» имеет увеличенную на 1-1,5 метра длину корпуса, которая достигает примерно 12 м и более крупную носовую часть, что может указывать на возможность её оснащения боеголовкой с разделяющейся головной частью.

  • Гиперзвуковая ракета «Хвасон – 8». В качестве боевой части — клиновидный планирующий гиперзвуковой модуль (HGV).

  • МБР «Хвасон – 17», предположительно с разделяющимися блоками самонаведения (MIRV).

Праздник получился, но внимание аудитории и экспертов было приковано скорее к тому, что сказал лидер КНДР на торжественной речи, ибо речь, возможно, идет об изменении стратегии применения ЯО.

Ким Чен Ын отметил, что в нынешнем мире, «характеризующемся резким и ожесточенным столкновением между силами», «нам придется долгое время противостоять империалистам, с днями становящимся еще злее», а мир, достоинство и суверенитет государства гарантируются только «могучей самооборонной мощью, позволяющей одержать абсолютный верх над любым противником». И поскольку гонка вооружений не заканчивается, «мы должны непрерывно укреплять себя. В деле выковывания силы для защиты самого себя не может быть довольства и конца». Поэтому армия, во-первых, должна быть «сильной идеями и убеждениями». Во-вторых, она должна представлять собой «отборный могучий вооруженный коллектив, полный уверенности в себе и смелости, вполне способный немедленно реагировать на любые войну и кризис». В-третьих, «тенденция развития мировых военных сил и быстро меняющаяся ныне форма войны требуют от нашей армии еще быстрее модернизироваться в военно-техническом отношении».

Ким Чен Ын указал, что «своей главной целью ядерное оружие Севера имеет сдерживание войны», но в случае нежелательной ситуации оно не может быть скованно лишь одной миссией – предотвратить войну.

В СМИ Запада и РК заявление Ким Чен Ына было быстро реинтерпретировано как новый виток ядерных угроз.

Отмечалось, что ранее Север говорил об использовании своего ядерного оружия в целях самообороны в форме сдерживания агрессии, нанесения ответных ударов или отражения вражеских атак. Однако в апреле 2022 г. Ким Ё Чжон описала сценарий использования ЯО для того, чтобы «проявить инициативу в начале войны» и предотвратить затяжные военные действия. Это расценили как возможность нанесения Пхеньяном превентивных ядерных ударов даже в обычной войне. Благо в РК уже озвучиваются опасения о том, что КНДР находится на завершающей стадии создания тактического ядерного оружия и уже может располагать несколькими компактными ядерными боеголовками мощностью до нескольких килотонн, каковые и намерена испытать в будущем. Как отметил отставной генерал южнокорейской армии Чон Ин Бом, Северу не нужно демонстрировать, что у них есть ядерная боеголовка, но они могут продемонстрировать, что у них есть достаточно маленькая боеголовка, чтобы установить ее на ракету малой дальности.

А 20 апреля исследователь Корейского института оборонного анализа Ли Сан Мин заявил, что перед лицом превосходящих военных возможностей Южной Кореи и Соединенных Штатов Северная Корея может применить тактическое ядерное оружие. Исследователь отметил, что Пхеньян работает над разработкой как тактического, так и стратегического ядерного оружия. По словам Ли, Север продолжит диверсифицировать свое тактическое ядерное оружие для различных целей, включая ядерные электромагнитные импульсные (ЭМИ) или нейтронные бомбы.

Как человек, имеющий военное образование, Ким Чен Ын внимательно следит и за эволюцией военных вооружений, и за трендами в описанных выше области. Поэтому Ким корректирует доктрину применения ядерного оружия применительно к требованиям времени.


Публикация доступна на сайте издания «Новое Восточное Обозрение» >>>