Пхеньян дождался Путина

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Александр Жебин в своей статье для «Независимой газеты» рассказал, почему предыдущий визит российского лидера состоялся почти четверть века назад.


Владимир Путин отправился с дружественным государственным визитом в КНДР. Президент России был приглашен посетить Пхеньян руководителем КНДР Ким Чен Ыном во время их встречи в сентябре 2023 года на космодроме Восточный. Формально можно было бы говорить об ответном визите. Но сделанные накануне поездки высказывания российских официальных лиц позволяют предположить, что визит Путина должен привести к подъему двусторонних отношений на качественно иной, более высокий уровень.

Как сообщил журналистам помощник президента Юрий Ушаков, по итогам визита будет подписано несколько документов, в том числе Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Во вторник стало известно, что Путин подписал распоряжение по поводу Договора о стратегическом партнерстве России с КНДР. Новый документ придет на смену Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2000 года, Московской (2000) и Пхеньянской декларациям (2001), не говоря уже о документе советских времен – Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР 1961 года.

Отвечая на вопрос, будет ли новый договор предполагать сотрудничество в сфере ВТС и военной помощи, Ушаков отметил, что «он наметит перспективы дальнейшего сотрудничества и будет подписан, естественно, с учетом того, что между странами происходило в последние годы и в сфере международной политики, и в сфере экономики, и в сфере связей по всем линиям, включая учет вопросов безопасности».

Необходимость нового договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР обусловлена глубокой эволюцией обстановки в мире, он не направлен против других стран, сообщил помощник президента. Документ будет соответствовать всем основополагающим принципам международного права, не иметь никакого конфронтационного характера, не будет направлен против каких-то стран, а будет направлен на обеспечение большей стабильности в регионе Северо-Восточной Азии.

Многие обозреватели не преминули напомнить как о поводе для размышлений о том факте, что визит проходит почти 24 года спустя после предыдущей поездки Путина в КНДР, которая состоялась 19–20 июля 2000 года. После этого тогдашний лидер КНДР Ким Чен Ир, отец нынешнего руководителя, трижды приезжал в Россию – в 2001, 2002 и 2011 годах. Однако ответных визитов не было. Вряд ли стоит перечислять общеизвестные факты эволюции нашей внешней политики за эти почти четверть века – от романтических надежд на «стратегический союз» с США в начале 2000-х, через Мюнхенскую речь Путина 2007 года и украинский Майдан 2014-го. Тем не менее даже после того как Запад, говоря словами героя одного из лучших российских кинофильмов о Великой Отечественной войне, «проявил свою суть», мы почему-то в 2016–2017 годах поддержали принятие самых жестких в истории ООН санкций против КНДР.

Найдется немало тех, кто небрежно скажет, что это далекая история, но люди, знакомые с ситуацией, могут напомнить, что в этом регионе даже древняя история нередко определяет сегодняшнюю политику.

Впрочем, не нам принадлежит инициатива в столь долгом интервале визитов на высшем уровне. После подписания в Москве 6 июля 1961 года Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и еще одной поездки в том же году в СССР тогдашний лидер КНДР Ким Ир Сен не приезжал в Москву почти 23 года. Правда, были два закрытых визита в 1966-м, но о них не сообщалось. Лишь в мае 1984 года он на знаменитом бронепоезде пересек весь СССР и прибыл в Москву, затем на нем же объехал почти все восточноевропейские социалистические страны и вернулся на родину.

Нынешний лидер КНДР Ким Чен Ын, пришедший к власти в последние дни 2011 года, впервые приехал в Россию, во Владивосток, семь с лишним лет спустя, в апреле 2019-го. Второй его визит, и тоже на Дальний Восток, состоялся в сентябре 2023 года.

Среди известных деятелей советского периода КНДР посещали Леонид Брежнев, который в качестве секретаря ЦК КПСС возглавил делегацию КПСС на III съезде правящей в КНДР Трудовой партии Кореи в апреле 1956 года. Были еще два визита, которые по нынешним меркам можно было бы отнести к высшему уровню, – в феврале 1965 года в КНДР проездом был глава советского правительства Алексей Косыгин, а в мае 1969-го КНДР посетил номинальный глава Советского государства – председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный.

Был в контактах на высшем уровне и совсем малоприятный эпизод. В самом конце 1950-х стороны начали готовить визит в КНДР Никиты Хрущева. Несмотря на то, что провозглашенная им политика «мирного сосуществования» была встречена в Пхеньяне, мягко говоря, без энтузиазма, северокорейцы с большим размахом готовились принять советского лидера и даже выстроили специально для него новую резиденцию на берегу реки Тэдонган в Пхеньяне. Сроки визита несколько раз переносились, но Хрущев так и не приехал, хотя о его приезде было официально объявлено в корейских газетах.

Напоминаю об этих фактах, чтобы читатель еще раз осознал, насколько деликатна, тонка и ранима бывает ткань межгосударственных отношений и каких огромных усилий и терпения с обеих сторон требует работа по их поддержанию в «рабочем состоянии», а тем более по расширению и углублению сотрудничества.

Закончившаяся 24-летняя пауза имеет один обнадеживающий аспект. Тогда, в 2000 году, в Пхеньяне лидеры наших стран договорились встретиться на следующий год в Москве и сдержали свое слово. Будем надеяться, что нынешний саммит в Пхеньяне, который проводится менее года спустя после встречи Путина и Кима на космодроме Восточный в минувшем сентябре, закрепит линию на дружеское партнерство и постоянное взаимодействие наших государств и народов.

 

Читайте статью на сайте «Независимой газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Кристина Кормилицына/РИА Новости