Вышла статья руководителя Центра японских исследований ИКСА РАН Валерия Кистанова в газете «НГ».
Вопрос о статусе похорон деятелей, оставивших заметный след в истории, в каждой стране решается по-своему. В Великобритании недавно почившая Елизавета II будет предана земле в соответствии с законами и традициями этой страны. В России с учетом общественных настроений церемонии прощания с первым и единственным президентом СССР Михаилом Горбачевым характер государственного мероприятия был придан лишь частично. В Японии указание о проводах в последний путь 27 сентября бывшего премьер-министра Синдзо Абэ на государственном уровне по полной программе лично дал действующий глава правительства Фумио Кисида. И это притом, что значительная часть японской общественности, многие эксперты, а также оппозиция выступили против.
Правительство решило выделить 250 млн иен (1,8 млн долл.) для финансирования похорон. Сумма будет взята из резервного фонда, что не требует обсуждения в парламенте. Однако затем правительство объявило, что потребуется дополнительно 800 млн иен для обеспечения безопасности и 600 млн для приема иностранных высокопоставленных лиц. Многие в Японии не одобряют подобные траты денег налогоплательщиков на похороны такой далеко не однозначной фигуры, как Абэ.
Японские СМИ обеспокоены тем, что выбрана редкая форма церемонии, несмотря на отсутствие четких правовых положений о государственных похоронах. Такие похороны в Японии проводились только один раз в послевоенный период, когда 55 лет назад скончался бывший премьер-министр Сигэру Ёсида. Опросы показали, что общественность разделилась по поводу разумности проведения государственных похорон Абэ. Негативные мнения перевешивают позитивные. 5 сентября петиции, которые подписали свыше 400 тыс. человек с требованием отменить государственные похороны Абэ, были представлены в кабинет министров. В Токио прошли многотысячные демонстрации.
Абэ находился у руля Японии в общей сложности восемь лет и восемь месяцев, что является самым продолжительным сроком правления в конституционной истории страны. Тем не менее в стране существует опасение, что предложенная Кисидой форма похорон будет препятствовать объективной оценке противоречивого политического и социально-экономического наследия Абэ. Выясняется, например, что у него были тесные отношения с Семейной федерацией за мир и объединение во всем мире, религиозной группой, широко известной теперь как Церковь объединения. Это в итоге и погубило его – так убийца отомстил за то, что его семья пошла по миру из-за того, что мать пожертвовала церкви крупную сумму денег. Смерть Абэ высветила серьезный порок японской политичной системы – глубокую связь политики и религии. Достаточно сказать, что почти половина членов японского парламента вела с Церковью объединения неблаговидные дела.
Шлейф коррупционных скандалов, связанных с дешевой продажей государственной земли своим знакомым и банкетами за счет казны для своих сторонников, так и не был развеян даже после смерти премьера. Сейчас имя Абэ продолжает фигурировать уже в новых скандалах, окружающих его похороны. Так, подозрения вызвал тот факт, что контракт на организацию похоронной церемонии выиграла фирма – единственная участница торгов, которая до этого как раз и была замечена в организации указанных банкетов.
Тем не менее Кисида твердо намерен провести похороны с государственными почестями и с участием большого числа мировых политиков, как действующих, так и бывших. Их приездом он хочет воспользоваться для проведения ряда саммитов для решения насущных вопросов двусторонних отношений и обсуждения острых международных проблем, включая такие горячие, как ситуации в Украине и вокруг Тайваня. Обе проблемы Токио стремится поместить в «один флакон», критикуя Россию и Китай за якобы их намерение изменить статус-кво в своих регионах с помощью силы. В целом, по замыслам Кисиды, мероприятие, несмотря на его траурный характер, должно укрепить международные позиции Японии и повысить авторитет самого премьера как вовне, так и внутри страны. Правительство уведомило 195 стран, четыре региона, включая Гонконг и Тайвань, а также международные организации, включая ООН, о запланированных государственных похоронах.
Делегацию США – главного военно-политического союзника Японии – на похоронах возглавит вице-президент Камала Харрис. Белый дом заявил, что «ее визит почтит наследие премьер-министра Абэ и подчеркнет важность его лидерства в отстаивании союза между Соединенными Штатами и Японией и продвижении свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
Австралию будут представлять глава правительства Энтони Альбанезе и три бывших лидера «в знак чрезвычайного уважения к премьер-министру Японии», который, как считает Альбанезе, был глубоко привержен развитию отношений между двумя странами. Похороны посетит премьер-министр Индии Нарендра Моди, у которого сложились тесные и теплые отношения с Абэ. Покойный всячески укреплял отношения с Индией с целью совместного противостояния растущему Китаю. В этих целях Абэ даже сконструировал пресловутую «четверку» (Quad) в составе вышеупомянутых трех стран и Японии.
Планируется также, что на похоронах Абэ будут президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, президент Вьетнама Нгуен Суан Фук и глава Европейского совета Шарль Мишель. Из «бывших» ждут президента США Барака Обаму и канцлера Германии Ангелу Меркель.
В Китае, где широко распространены антияпонские настроения, убийство Абэ вызвало неоднозначную реакцию. Председатель КНР Си Цзиньпин выразил соболезнования в связи со смертью Абэ, который, по его словам, много работал над улучшением отношений между соседями. Действительно, несмотря на затянувшееся охлаждение японо-китайских отношений, покойный премьер ухитрился в 2018 году посетить Пекин для саммита с Си и даже успел провозгласить «новую эру» в отношениях между Японией и Китаем. Правда, дальнейший ход событий в этих отношениях отнюдь не благоприятствовал ответному визиту китайского лидера в Токио. А после недавнего беспрецедентного обострения ситуации в Тайваньском проливе, вызванного визитом в Тайбэй спикера Палаты представителей американского Конгресса Нэнси Пелоси, о его приезде не могло быть и речи. Именно Си, как обеспокоенно считают в Токио, лично дал указание о том, чтобы несколько из китайских ракет, которыми Пекин «салютовал» Пелоси в небе над Тайванем, приводнились в исключительной экономической зоне Японии.
Как сообщает газета «Санкэй симбун», многие жители Китая в социальных сетях радовались смерти считающегося в стране ястребом Абэ, а магазины и рестораны объявили по этому случаю хорошие скидки. Неприязнь китайцев к Абэ, имевшему негласные контакты со сторонницей независимости острова – президентом Тайваня Цай Инвэнь, особенно усилилась из-за его откровенной поддержки в последние годы Тайваня в контексте обострившегося противостояния вокруг Китая и США.
Убийство Абэ и намеченные похороны отбросили тень и на отношения между Россией и Японией, и без того находящиеся в состоянии глубокой заморозки. Токио загодя в превентивном порядке официально высказался против присутствия президента Владимира Путина на церемонии прощания с Абэ, с которым они были на «ты» и называли друг друга по имени. Хотя, было ли такое намерение у самого Путина, знает только он.
Как представляется, за этим демонстративно вызывающим жестом стоит личная неприязнь Кисиды к российскому президенту. Еще будучи министром иностранных дел в кабинете Абэ, он не скрывал своего негативного отношения к его курсу на сближение с Россией в надежде получить от Путина в той или иной форме территориальные уступки по южным Курилам. Крах этой надежды и последовавшие за этим глубокое разочарование правящей верхушки Японии в Путине и обида на него, судя по всему, обернулись среди прочего и личным выпадом против бывшего «друга» Абэ.
Да и было бы нелогичным приглашать в Японию российского президента, на которого в контексте беспрецедентно враждебных действий Токио в отношении России в связи с ее действиями в Украине, были наложены персональные санкции в виде ареста его «активов» в Японии (хотелось бы знать, каких). Не исключено, что этот шаг Кисида негласно в той или иной степени все-таки согласовал с Абэ, который, уйдя в отставку с поста премьера и возглавив крупнейшую фракцию правящей Либерально-демократической партии, оставался во многом закулисным правителем Японии. Наконец, очевидно, что Кисида опасался критики со стороны других лидеров стран Запада, которые стремятся подвергать Путина остракизму при каждом удобном случае.
Однако не все в Японии одобряют отказ Путину в присутствии на похоронах Абэ. Как считает Масахиро Мацумура, профессор Университета Святого Андрея в Осаке, Япония не должна исключать Путина из списка приглашенных. Он пишет в газете Nikkei, что Кисида должен воспользоваться шансом на переговоры, поскольку Западу не хватает стратегии для прекращения боевых действий в Украине. Неполитический характер государственных похорон предложил бы редкую и полезную платформу для дипломатии. Токио должен воспользоваться государственными похоронами Абэ для проведения саммита Кисида–Путин и способствовать переговорам между президентом РФ и его западными коллегами, хотя бы на неформальной основе, уверен японский профессор.
Через четыре дня после убийства Синдзо Абэ главный священник древнейшего храма Сайдайдзи, расположенного рядом с местом преступления, посетил его, чтобы прочитать буддийские сутры и посыпать специальным песком, который, как считается, позволяет умершему достичь нирваны. Поможет ли Абэ международный пафос его госпохорон перейти в это блаженное состояние – одному Будде известно.
Что же касается российско-японских отношений после ухода в мир иной бывшего премьера, считавшегося чуть ли не пророссийским деятелем, то, как пишет в газете Nikkei работающий в Японии доцентом Джеймс Браун, попытки Абэ «ухаживать» за Путиным, включая 27 встреч, ничего (в плане уступок южных Курил) не дали. Нет никаких оснований, полагает Браун, думать, что Абэ добьется большего успеха с Путиным после смерти, чем при жизни. С этим утверждением доцента можно лишь согласиться. И отсутствие Путина на похоронах своего японского «друга», которого он посмертно назвал выдающимся государственным деятелем, здесь ни при чем.