В журнале «Китай» опубликован текст выступления руководителя Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИКСА РАН Натальи Леонидовны Мамаевой «Современная теория и практика государственного управления в Китае» на круглом столе, посвященном выходу на русском языке III тома работ Си Цзиньпина «О государственном управлении».
Согласно Уставу Коммунистической партии Китая и Конституции КНР идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху являются идеологической базой, флагом Коммунистической партии Китая (КПК).
После XIX съезда КПК Си Цзиньпин в ходе своей деятельности по руководству государственным управлением в новую эпоху опубликовал целый ряд статей и других материалов (пояснений, докладов, бесед, указаний, замечаний и т.д.), в которых выдвинул новые идеи и концепции, касающиеся, прежде всего, проблемы управления страной. Исследование Си Цзиньпина «О государственном управлении», т. 3, показывает, что управленческая тематика затрагивает широкий спектр теоретических инноваций и практик, включает сложное взаимодействие различных векторов политики развития. Соответственно, совершенствование системы государственного управления, которое, по сути, никогда не прерывалось, является процессом сложным и многоаспектным, связанным с реформами СНП, правительства, судебно-прокурорской системы, с развитием общественных и неправительственных организаций и т.д.
Тема управления всегда привлекала внимание как ученых различных стран, так и политиков. В западной синологии она была сильно политизирована, особенно роль Коммунистической партии Китая в управлении страной. В КНР с 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва начался отсчет многовекторного изучения этой масштабной темы в рамках характеристики развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху. По сути, речь идет о формировании всеобъемлющего системного подхода к процессу «модернизации системы и потенциала государственного управления». Если до этого рубежа к числу основных направлений реформирования и развития государственного управления принадлежала политика концентрации усилий на противодействии практике совмещения высоких руководящих постов в партийных и государственных органах, которую активно осуществлял Дэн Сяопин, создание политико-юридической основы деятельности правящей партии, развитие внутрипартийной демократии и «коллективности руководства», и на этом широком пути были достигнуты определенные успехи (уже изменение структуры ЦК КПК об этом свидетельствовало), то современные реалии, согласно содержанию данной книги, характеризуются принципиально новым подходом к корректировке системы управления страной.
Успехи в области государственного управления последних лет ассоциируются прежде всего с теоретическими построениями и политической практикой Генерального секретаря ЦК КПК, Председателя Китайской Народной Республики, Председателя Военного совета КНР товарища Си Цзиньпина, который решительно и, как свидетельствует его книга «О государственном управлении» (том III) , убедительно отвергает неадекватные стереотипы, навеянные западной и англоязычной политологией. Думается, что при оценке современной ситуации в КНР в партийно-политической сфере и в области управления следует «включить» историческое сознание, т. е. учитывать все условия, в которых в течение длительного исторического периода формировались партийное строительство и политические процессы, исходить в своих оценках из фактов положительной динамики развития общества, прошедшего сложный путь от «культа личности» и правового нигилизма до сознательной целеустремленной политики формирования системы управления на научной основе и в ходе строительства правового государства. Периодическое обращение Си Цзиньпина к историческому прошлому Китая и КНР придает его предложениям и выводам по теме исследования глубину и убедительность.
В качестве основной тенденции в развитии управленческой системы автором III тома книги «О государственном управлении» представлено направление совершенствования системы государственного управления. Модернизация системы управления связывается в первую очередь с усилением роли КПК в государственной управленческой структуре. Следует отметить, что в известной степени на практике так оно и было ранее, однако данный тезис в контексте развития социализма с китайской спецификой на новом этапе определяет место КПК в политическом и государственном развитии на порядок выше. Руководящие позиции Коммунистической партии Китая в управленческом процессе закрепляются концептуально, системно и в правовом поле. Повышение статуса КПК представлено существенным признаком социализма с китайской спецификой, подчеркивается наличие объективной основы для усиления руководящей роли КПК в системе управления страной. Подобным образом ставится черта под обсуждениями места и роли КПК в политической системе КНР, имевшими место в политологических дискуссиях вне Китая в конце 20-го – начале 21-го веков.
Фундаментальной основой Коммунистической партии выдвигается укрепление политического строительства партии (дандэ чжэньчжи цзяньшэ), соответствующего новой эпохе, как это обозначено в материалах XIX съезда КПК и 3-го пленума ЦК КПК 19-го созыва. Таким образом традиционное партийное строительство, формировавшееся еще в 1920-х гг. под влиянием и с помощью РКП(б)/ВКП(б), раздвигает свои рамки. Политическое строительство партии объявляется важной инновацией в области партийного строительства, подразумевает наличие у членов КПК более широкого кругозора и расширение сферы деятельности, активное участие КПК в политической жизни, предусматривает выработку четкой политической ориентации, углубленное понимание социалистического строительства с китайской спецификой, активизацию деятельности по формированию политической дисциплины и политической ответственности, осуществляемой под руководством авторитетной в КНР Центральной комиссии по проверке дисциплины и др. Однако, в качестве первостепенной задачи партийно-политического строительства Си Цзиньпин выдвигает создание атмосферы поддержки авторитета ЦК КПК и усиление единого централизованного руководства со стороны Политбюро и ЦК КПК. Обратим внимание на введение новой терминологии, связанной с проблемами политического и партийного строительства. Если в прошлом веке и начале XXI века в осуществлении государственного управления подчеркивали, как правило, значение «коллективного руководства», то в партийных документах и в исследованиях Си Цзиньпина, связанных с проблемами государственного управления, акцентируется такая функция ЦК КПК, как «централизованное руководство». Одновременно подчеркивается значимость соблюдения принципов демократического централизма. Отчетливо представленная в III томе тенденция централизации власти в КПК, учитывающая опыт и результаты деятельности Коммунистической партии Китая в течение 100 лет ее существования, а также новые вызовы времени внутри и вне Китая, находит свое выражение также в положении о необходимости усиления партийного политического строительства в центральных государственных органах.
Значительное внимание Генеральный секретарь ЦК КПК уделяет воспитанию у членов КПК высоких нравственных качеств на пути повышения требований к самим себе и сохранению в партии сильной жизненной энергии, изначально характерной для Компартии Китая.
По многим проблемам, связанным с государственным управлением, автор книги постоянно обращается к опыту истории партии, считает подобный подход очень продуктивным. Так, говоря о необходимости соблюдения коммунистами внутрипартийной дисциплины, Си Цзиньпин обращается к урокам истории революционного периода 1920х-1940-х гг., к политической практике Мао Цзэдуна и Компартии Китая тех лет, продемонстрировавших преданность членов партии революционным идеалам и четкое следование коммунистов дисциплинарным нормам.
Особое внимание в решении вопросов углубления реформ партийных и государственных органов Си Цзиньпин уделяет проблемам согласования конкретных практик партийных и государственных органов, координации их деятельности, регулирование взаимодействия партийных комитетов с СНП и народными правительствами, то есть, проблеме, которая занимала лидирующие позиции в теории и практике управленческой деятельности в период от начала политики реформ и открытости до XVIII съезда КПК. Автор книги считает целесообразным создание специальных координационных структур, регулирующих полномочия партийных и государственных органов в сфере управления. Отметим новаторский характер данного конкретного предложения, направленного на модернизацию управленческой работы.
Вновь ставится принципиально важная задача – управления государством на основе законов. При этом подчеркивается такая воплощенная в жизнь новая реальность, как создание «относительно совершенной системы внутрипартийных правовых норм». И хотя это направление не достигает универсального уровня – степени государственного законодательства, оно является весомым результатом целенаправленной деятельности партии в области права последних десятилетий, представляется адекватным специфическим характеристикам модернизации системы государственного управления, демонстрирует потенциальные возможности КПК и ее руководителей в создании новых концепций и практик в сфере управления. Си Цзиньпин констатирует также тот факт, что устрожение внутрипартийного управления после XVIII съезда КПК и внедрение нормативных предписаний в целом имело положительный эффект в деле государственного управления и продемонстрировало продвижение на пути укрепления единого централизованного партийного руководства. Построение системы внутрипартийных правовых норм, по нашему мнению, свидетельствует о результативности партийно-политического строительства и способствует дальнейшей разработке правовой системы с китайской спецификой.
Внимание к кадровой политике – одна из важных характеристик системы государственного управления в КНР. Усиление руководящей роли партии в управлении государством, как это следует из исследования Си Цзиньпина, в значительной степени осуществляется на основе принципа «партия управляет кадрами». Ставится вопрос о совершенствовании кадровой политики. Заметим, что в этой области наиболее четко прослеживается тенденция усиления правового статуса деятельности КПК в управлении государством, при этом в текущий период усиление правового статуса управленческой деятельности КПК осуществляется преимущественно в рамках принятых партийных нормативов.
Книга «О государственном управлении» демонстрирует особое внимание тов. Си Цзиньпина к китайским традициям. Знание традиций усиливает значимость разработки темы государственного управления, облегчает ее восприятие населением страны. Так, автор книги приводит высказывание на эту тему писателя и философа-конфуцианца династии Южная Сун Люй Цзуцяня: «Если в Поднебесной нет процветания, то наступает упадок; если в Поднебесной не осуществляется должное управление, то наступает регресс».
Исходя из принципов сохранения национального суверенитета и на основе выборочного подхода китайская сторона строит свою политику в области заимствования опыта в сфере управления у других стран. В книге представлена точка зрения автора об использовании опыта Советского Союза по государственному управлению. Как отмечает автор, в период социалистического строительства у СССР были заимствованы многие полезные практики для собственного государственного строя и системы государственного управления.
Введение тов. Си Цзиньпином в оборот новых понятий и концепций, как уже отмечалось нами выше, характеризует его исследование как новаторское. Их немало. Обратим особое внимание на переосмысление таких понятий, как – «базовые институты, основные и ключевые».
Марксизм наделяется руководящими функциями и получает статус «базового института» в сфере идеологии. В разряд «основных институтов» решениями 4 пленума 19-го созыва вошли «экономическая система совместного развития различных секторов экономики – при доминанте сектора общественной собственности», «система распределения преимущественно по труду при сосуществовании с другими формами распределения, система социалистической рыночной экономики и др.»
Получает новое звучание и содержание определение социалистической правовой системы в современном Китае – «как социалистической правовой системы с китайской спецификой», социалистической административной системы - как социалистической административной системы с китайской спецификой. Подразумевается китайская специфика и в функционировании системы абсолютного и неабсолютного лидерства партии, а именно: абсолютное лидерство КПК устанавливается над народной армией. Китайская специфика, как отражено в книге, присуща институциональной системе «Одна страна – два строя», партийно-государственной системе контроля и др.
Подчеркнем, что развитие этих типов институтов рассматривается Си Цзиньпином под углом зрения формирования институциональных механизмов регулирования во всех областях и в целях модернизации потенциала государственного управления. Предусматривается развитие вышеназванных институтов под руководством и контролем парткомов всех уровней.
По мнению Си Цзиньпина, хотя система государственного управления выдержала проверку временем, однако в деятельности различных структур сохраняются и развиваются и негативные явления, которым следует давать отпор: внутрипартийные противоречия, самоуправство, отсутствие единых стандартов, неадекватные наказания и поощрения, элементы коррупции и др. В этой связи чрезвычайно актуальной, как считает автор исследования, является проблема создания «всеохватывающей системы контроля над соблюдением норм и правил». С этим трудно не согласиться. Особо также отметим в качестве специфического момента корректив, предложений и замечаний Си Цзиньпина о развитии системы государственного управления – это включение в число наиболее важных практик – повышение уровня нравственности работников, в первую очередь членов КПК. Именно усиление характеристик нравственного порядка напрямую связывается автором книги с упрочением силы духа партии, гарантировавшим ее устойчивость в революционный период и в период мирного строительства.
Завершая свое выступление, отмечу несколько моментов. Прежде всего, долговременный характер процесса «модернизации системы и потенциала государственного управления». Основы заложены; одновременно реформы в сфере управления нуждаются в дальнейшей проработке, поскольку, как справедливо считает автор книги, поставленные задачи являются очень сложными.
Между тем, является фактом успешное развитие системы государственного управления на обновленной основе. Си Цзиньпин после 18 съезда КПК отошел от практики реализации на китайской почве политической реформы, в том числе в сфере государственного управления, ориентированной в определенной степени на опыт западных демократий. В книге четко и убедительно представлена научная позиция автора книги относительно подходов к корректировке государственного управления. Подобно тому, как в 20-х – 40-х гг. XX века формировалась под руководством Мао Цзэдуна стратегия национальной революции с китайской спецификой, в настоящее время с успехом осуществляется реформирование государственного управления с китайской спецификой. Центральное звено новых подходов – усиление руководящей роли партии в системе управления как проявление национальной специфики. Разрабатывается более полная и по-новому акцентированная система партийно-политического строительства, предусматривающая усиление руководящей роли КПК в государственном управлении, укрепление и активацию духовного потенциала КПК, наличие которого было настолько велико, что в значительной степени гарантировало победу КПК над реакционным Гоминьданом в демократической революции в 1949 г. Большее внимание, чем прежде, уделяется нравственным качествам членов партии, особенно моральному облику руководящего состава. По сути, провозглашается миссианская роль КПК в деле повышения благосостояния населения и в создании «сообщества единой судьбы человечества». Большие надежды возлагаются при этом на активацию духовного начала в КПК, которая в полной мере проявилась в революционном прошлом КПК 1920х-1940х гг. Этот акцент можно считать спецификой формирующихся подходов в деле совершенствования системы государственного управления.