Поздравляем Анну Донченко – призёра «5-го конкурса китайской каллиграфии для участников из стран ШОС»!

Работа научного сотрудника Центра изучения культуры Китая Института Китая и современной Азии РАН Анны Ильиничны Донченко с изображением горного пейзажа и стихотворением Мао Цзэдуна, написанным почерком кайшу, заняла второе место в «5-м конкурсе китайской каллиграфии для участников из стран ШОС».

Анна Донченко – уникальный китаевед, поскольку она исследует историю и современность традиционной китайской живописи не только в теории, но и на практике, создавая уникальные картины в стилях традиционной китайской живописи, признанные в Китае. Также Анна – мастер каллиграфии. Она уже была призёром конкурсов для участников из стран ШОС в номинации «каллиграфия кистью» в 2015 и 2018 гг., занимая третьи места, во 2018 Анна посещала церемонию награждения в Пекине. В завершившемся конкурсе мастеру удалось улучить результат до второго места. Третье место в этой же номинации получил ученик Анны Донченко – Виктор Каганович, что делает победу Анны ещё более впечатляющей!

Анна Донченко представила на конкурс работу с изображением горного пейзажа в стиле «Горы и воды» и тремя стихотворениями по 16 слов авторства Мао Цзэдуна, написанными почерком кайшу*:

Горы! 
Я в седле, плеть в руке, скакуна ноги скоры,
Вверх взгляни –
Достанешь рукой голубые просторы

Горы! 
Как волненья морского крутые валы и повторы,
Словно конницы вздыбленной, 
В яростной битве, стеснённой, заторы

Горы! 
Их вершины вонзились в небесные синие взоры.
Небо падало вниз
Но его – вершин поддержали опоры.  

(Перевод Н.Асеева)

*Анна Ильинична так объясняет принципы мастерства начертания иероглифов почерком кайшу:

Это наиболее понятный почерк – каждая черта иероглифа чётко выписана. Не случайно именно кайшу стал базовым почерком для изучения каллиграфии и также используется для печатных текстов. Текст, написанный почерком кайшу, легко читается. Но для писца этот чёткий и ясный стиль представляет особенную высоту, которую непросто взять – любая неточность приводит к разбалансировке иероглифа и нарушению композиции.

На фото – конкурсная работа Анны Донченко

На фото – Анна Донченко читает лекцию о китайской живописи для общества «Знание» 11 июля 2022 г.


«Национальный конкурс китайской каллиграфии для участников из стран ШОС» проводится с 2014 года. Организаторы конкурса: Коммуникационный центр Центральной и Южной Азии Китайского международного издательского управления (Народный иллюстратор); Центр вещания на Европу и Азию при Управлении КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках
(издательство «Жэньминь хуабао» / журнал «Китай»). За свою историю конкурс привлек более 20 000 любителей каллиграфии из почти 30 стран. Цель конкурса «использовать слова как инструмент» для укрепления связей между людьми и культурных обменов между странами ШОС.

Награждение призёров 5-го конкурса прошло 14 июля 2022 г. в Пекине. В организации церемонии также участвовали Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, Комитет по управлению Демонстрационной зоной регионального торгово-экономического сотрудничества Китай-ШОС. Приветственное письмо участникам конкурса направила министр культуры Российской Федерации Ольга Борисовна Любимова.

В церемонии приняли участие дипломаты из России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Беларуси, Азербайджана и Армении, – сообщает Управление КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках на своей страничке в WeChat.


Анна Донченко с 2013 г. проходила регулярные стажировки по китайской живописи и каллиграфии в университетах Китая, и буквально через год за достижения в изучении китайского изобразительного искусства была удостоена гранта правительства КНР и прошла полный курс обучения китайской живописи в Китайской академии искусств в г. Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Она изучила (и продолжает изучать) все стили традиционной китайской живописи, провела десятки выставок в Китае и России, её работа стала частью постоянной экспозиции Художественного музея Дамина в г.Наньтун (провинция Цзянсу), она получила диплом, подтверждающий ее право преподавать традиционную китайскую живопись в КНР, работы с изображением больших и малых панд включены в коллекцию Музея Московского зоопарка и внесены в Государственный каталог РФ. Единственный российский художник, работающий в технике китайской живописи, работы которого внесены в Госкаталог и являются частью национального достояния народов России. Также А.И.Донченко – активист и член Правления Общества российско-китайской дружбы.