Правовая культура Китая: от традиции к современности

Вышла научная статья ведущего научного сотрудника Центра политических исследований и прогнозов ИКСА РАН Павла Трощинского в журнале «Закон».


В одном из ведущих юридических журналов России — Журнал «Закон» (входит в ядро РИНЦ , RSCI и перечень ВАК) (2022, №9) — вышла крупная научная статья ведущего научного сотрудника Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии РАН Павла Трощинского «Правовая культура Китая: от традиции к современности». Статья посвящена исследованию фундаментальных китайского права и их взаимосвязи с механизмом правового регулирования в КНР.

Законодательство современного Китая формируется при непосредственном влиянии на него правовой культуры традиционного Китая. Философские и политико-правовые доктрины даосизма, конфуцианства и легизма заложили основы правового сознания китайского гражданина. Если влияние даосизма на право Китая неочевидно, то противоборство конфуцианства и легизма привело к синергии в законодательстве этих противоположных учений: легизм встал на защиту высокой конфуцианской морали. Современное законодательство КНР достаточно репрессивно, в нем существует институт смертной казни и уголовная ответственность организаций. Широкое распространение имеет институт сообщений (доносительства) о планируемых и совершенных правонарушениях. Истоки этого лежат в легизме. А развитая медиация, законодательство в сфере защиты прав пожилых людей, существование экзаменационного фильтра при получении чиновнической должности — атрибутика конфуцианства. Даосизм проявляется в отношении китайцев к закону, нелюбовью к писаному праву, в игнорировании правовых предписаний. Даосизм, конфуцианство и легизм, соединенные с правом социалистических стран, и заимствование прогрессивных западноевропейских правовых институтов привели к созданию уникальной правовой системы. Она функционирует по вполне прозрачным правилам, однако тяжела к пониманию западными исследователями, считающими, что китайцы не знают права. Это не совсем верно: китайцы не любят позитивное право, тогда как право естественное существовало в их обществе всегда. Об этом настоящая статья.


С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте издательства >>>