Проблемным местом взаимодействия России и Китая остается инвестиционное сотрудничество

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными, а в отдельных случаях безальтернативными торговыми партнерами. Главными ограничителями остаются проблемы с финансовыми расчетами.

<...>

«Мы наращиваем поставки нефти и газа, Китай в Россию везет оборудование и станки, бытовую технику и автомобили. Пока такое сотрудничество кажется взаимовыгодным: китайские товары закрывают ниши, пострадавшие от санкций, а российские минеральные ресурсы обеспечивают КНР энергетическую безопасность», – отмечает президент НКЦ, директор ИКСА РАН Кирилл Бабаев.

<...>

По словам Кирилла Бабаева, главным тормозом торгового взаимодействия России и Китая остается проблема платежей. После указа президента США Джо Байдена, разрешающего налагать американские санкции на любые банки, работающие с Россией, крупнейшие банки КНР один за другим отказались работать с российскими компаниями, отмечает эксперт. За ними последовали многие региональные банки Китая. «Смежной проблемой является вопрос открытия в Китае филиалов наших банков. Ряд крупнейших игроков российского рынка – «Сбер», Альфа-банк и другие – уже сделали шаги в этом направлении, однако и здесь нужна воля китайского руководства», – полагает он.

Помимо этого, указывает Кирилл Бабаев, проблемным местом взаимодействия России и Китая остается инвестиционное сотрудничество: китайские компании боятся вторичных санкций и непредсказуемого российского законодательства. «Здесь очень важную роль будет играть политика властей российских регионов: если они создадут хорошие условия для китайского бизнеса и смогут привлечь хотя бы двух-трех инвесторов из КНР, за этими первыми ласточками неизбежно последуют другие. Важной является также обсуждаемая сейчас инициатива создания Российско-китайского инвестиционного совета», – подчеркнул эксперт.

В августе 2024 года в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер Дмитрий Чернышенко приводил примеры совместных проектов – в области электронной торговли («AliExpress Россия») и логистики (терминально-логистический комплекс «Белый Раст» в Московской области), в производстве бытовой техники (Haier в Татарстане), двигателей (КАМАЗ и Weichai в Ярославской области) и автомобилей (Haval в Тульской области).

В конце июля 2024 года Россия и Китай договорились об актуализации приоритетных проектов. Как заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров по итогам заседания межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству, речь идет более чем о 60 инициативах с объемом заявленных инвестиций свыше $138 млрд.

По мнению Кирилла Бабаева, сейчас для китайских инвесторов в России открыты большие возможности, особенно в целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, нефтехимии, производстве зерновых, мяса, морепродуктов и, конечно, автомобилестроении.

 

Полностью материал доступен на сайте «РБК».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.