Прошли очень масштабные процедуры по оздоровлению экономики Южной Кореи

Руководитель и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Виктория Самсонова дала комментарий РБК Тренды о ситуации в Южной Корее во времена Азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг.


Безграничные кредиты, приятельский капитал и низовая солидарность — РБК Тренды разобрались в том, что вызвало Азиатский кризис 1997–1998 годов, и как на него отреагировали государство, бизнес и общество.

<...>

Нельзя сказать, что правительства не видели признаков надвигающийся катастрофы, считает Виктория Самсонова, руководитель и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН.

«Тревожные звонки были, но их предпочли не замечать. Скажем, в Южной Корее на момент 1997 года объемы внешней задолженностей крупнейших компаний (чеболей) и финансовых институтов Республики Корея били просто все рекорды: они в несколько раз превышали золотовалютные резервы страны. И конечно, государство все это прекрасно видело. Более того, оно видело, как начали ломаться экспортные показатели страны, поскольку стали расти издержки производства и падать конкурентоспособность южнокорейских товаров на внешних рынках, что тут же ударило по выручке компаний».

<...>

Кризис показал, что прежние модели социального устройства, существовавшие в некоторых азиатских странах, оказались дисфункциональными в условиях турбулентности. К примеру, по словам Викторий Самсоновой, конфуцианская культура корейского общества, с ее подчеркнутой патриархальностью, привела к тому, что женщин старались увольнять в первую очередь, а мужчины, которые также массово подверглись сокращению, оказались не у дел и впадали в глубокую депрессию.

«Мужчина в Южной Корее всегда считался «главным добытчиком» в семье. Обычно он работал в одной компании на протяжении всей жизни, а после выхода на пенсию получал от нее крупную сумму денег. Теперь представьте, что случилось к концу 1997 года, когда начались массовые увольнения? Последовал резкий всплеск суицидов, особенно среди мужчин трудоспособного возраста».

<...>

Полностью была переосмыслена и социальная политика государства, добавляет Виктория Самсонова.

«С одной стороны произошел переход от пожизненной системы найма к более гибким трудовым отношениям. Стали развиваться пособия по безработице. Активно заработали профсоюзы, принявшие непосредственное участие в стабилизации ситуации на рынке труда в формате Трехстороннего комитета, в который также вошли представители правительства и работодателей. И в целом прошли очень масштабные процедуры по оздоровлению экономики Южной Кореи».


Читайте полную версию статьи по ссылке >>>