Решение лежит в общем русле курса на становление военной державой

Япония утвердила новый формат помощи странам-единомышленницам – отныне Токио будет материально поддерживать их в обеспечении военных нужд. В общей сложности в нынешнем финансовом году на это выделено 2 млрд иен (около $15 млн).

<...>

Нынешний шаг японских властей ознаменовал недвусмысленное отступление от собственных правил, запрещающих использование международной помощи в военных целях. Однако нельзя сказать, что такое развитие событий оказалось неожиданным.

«Решение о военной помощи другим странам лежит в общем русле курса Японии на превращение в военную державу. Об этом говорит тот факт, что они приняли решение к 2027 году повысить оборонные расходы до 2% ВВП – фактически по стандарту НАТО. Это значит, что Япония будет занимать третье место в мире по военным расходам, исходя из третьего места страны по размерам ВВП», – сказал «Известиям» руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов.

Кроме того, эксперт напомнил в этом ряду об усилении военного союза Японии с США, их планах увеличить дальность полета ракеты Type 12 более чем до 1 тыс. км, намерениях Токио обзавестись новыми видами вооружений, включая гиперзвуковое оружие и передовые истребители совместно с Италией и Великобританией, а также о резком усилении обороноспособности островов в архипелаге Нансей вблизи Тайваня.

Разумеется, главным образом крепить оборону, а теперь еще и содействовать в этом другим государствам Токио все последние годы побуждал рост военной мощи соседней КНР. Япония – член неформального четырехстороннего альянса по безопасности QUAD с явной антикитайской направленностью, а в последние годы в публичном пространстве стали всё чаще вестись дискуссии о возможном подключении Токио к альянсу AUKUS и даже к разведсообществу англосаксонских стран Five-Eyes. Хотя ранее японские эксперты выражали сомнение в том, что Токио когда-либо примкнет к последнему. А буквально в марте премьер Фумио Кисида объявил об инвестициях в Индо-Тихоокеанский регион на сумму $75 млрд, это должно укрепить связи со странами Южной и Юго-Восточной Азии – во многом для совместного противодействия КНР.

«Китай, с которым у Японии очень плохие отношения во всех сферах,  это сейчас самая большая головная боль для страны. Это отражено и в новой стратегии национальной безопасности, где КНР названа беспрецедентным вызовом. Японцы давно сколачивали в АТР антикитайские сети, сейчас этот процесс ускорился», – отметил Валерий Кистанов.

<...>

По словам Валерия Кистанова, ВПК в Японии не очень развит: страна может похвастаться одними из лучших подлодками в мире, однако в том, что касается самолетов, танков и ракет, она отстает от зарубежных государств и большей частью сама закупает эти виды вооружений в США. Однако нельзя исключать, что в свете антироссийской позиции Токио после начала СВО там могут перейти и к поставкам каких-то летальных вооружений Украине.

Общий же курс японской стороны на укрепление обороноспособности не может не вызывать беспокойство не только у Китая, но и у России, сотрудничество которых в военном плане также стало одной из мотиваций смены политики Токио. И если японский потенциал будет увеличиваться, значит, и России придется его наращивать на Дальнем Востоке, резюмировал эксперт.

Полностью материал доступен на сайте «Известий».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Global Look Press/Cpl. Savannah Mesimer