Решение Пхеньяна кажется внезапным, но с самого начала СВО на Украине Северная Корея открыто выступала в поддержку курса Москвы

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН кандидат исторических наук Константин Валерианович Асмолов рассказывает, как именно и как часто власти КНДР демонстрировали поддержку курса Москвы, на страницах издания «Новое Восточное Обозрение».


13 июля 2022г. Северная Корея официально признала независимость ДНР и ЛНР, став третьей страной в мире после РФ и Сирии, сделавшей это. Министр иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи направила своим коллегам в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике соответствующие письма:

«…правительство КНДР решило признать независимость Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и выразило желание развивать межгосударственные отношения с этими странами в духе независимости, мира и дружбы». Помимо этого, ноту о признании ДНР и ЛНР вручили послу России в Пхеньяне.

Для многих, не следивших за ситуацией, это решение покажется внезапным, но это не так. С самого начала СВО на Украине Северная Корея открыто выступала в поддержку курса Москвы в отличие от Китая, чья внутриполитическая линия запрещает поддерживать сецессионистские настроения в других странах, поскольку после этого Пекину придётся отвечать на неприятный вопрос про «двойные стандарты» и политику в отношении Тибета и Синьцзяна, которые якобы тоже стремятся к независимости.

В первый же день МИД КНДР сразу же указал, что США и НАТО вынудили Москву предпринять ответные действия на усиление нацизма на Украине, а виновником нагнетания напряженности вокруг Украины является агрессивная позиция Запада.

26 февраля 2022 г. научный сотрудник Научного общества по исследованию международной политики Ли Чжи Сон опубликовал на сайте МИД КНДР заявление: «США нельзя разрушать основу международного мира и стабильности», в котором отмечалось, что «причиной нынешних событий на Украине тоже являются произвол и насилие США, которые игнорировали закономерные требования России по безопасности и, преследуя мировую гегемонию и военное превосходство, прибегали к односторонним санкциям и давлению».

28 февраля представитель МИД КНДР дал ответ на вопрос корреспондента ЦТАК, подчеркнув, что «очаг возникновения событий на Украине полностью заключается в гегемонистской политике США и Запада, которые прибегают к произволу и своеволию в отношении других стран». По его словам, США и Запад, игнорируя рациональные и справедливые требования России о создании юридически обязывающих гарантий безопасности, упорно продвигали расширение НАТО на восток, что систематически разрушало безопасность в Европе. И не тем, кто превратил в руины Ирак, Афганистан и Ливию, говорить об «уважении суверенитета» и «территориальной целостности» на Украине.

Когда 3 марта 2022 г. ООН приняла осуждающую РФ резолюцию, и РК присоединилась к общему хору, против проголосовало только пять стран: Россия, Белоруссия, КНДР, Сирия, Эритрея. Более того, выступая на заседании чрезвычайной специальной сессии ООН по кризису на Украине, представитель КНДР в ООН Ким Сон практически повторил приведенный выше текст, указав, что «основная причина кризиса на Украине полностью заключается в гегемонистской политике, проводимой США и странами Запада».

Когда 7 апреля 2022 г. состоялось заседание Генеральной ассамблеи ООН, на котором обсуждался вопрос об исключении России из Совета ООН по правам человека, Северная Корея также голосовала против исключения России из Совета по правам человека, а Ким Сон заявил, что сообщения о массовых расправах с населением на территории контролируемой российскими войсками в ходе спецоперации «не основаны на реальных фактах и объективных свидетельствах», и что, соответственно, решение об исключении России из Совета по правам человека является «безответственным» и «политически предвзятым».

9 апреля 2022 г. Северная Корея осудила Соединенные Штаты за то, что они превратили кризис вокруг Украины в проблему прав человека и ввели санкции против России. В комментарии ЦТАК подчеркивалось, что украинский вопрос внезапно превратился в проблему прав человека, и это «одно из звеньев интриганской психологической войны, нацеленной на искажение внешнего имиджа России и приведение в дальнейшем ее к «развалу власти», все это представляет собой порождение тщательно запланированного и выверенного политического заговора». Более того, «украинский кризис есть американский кризис, а в конечном итоге окажутся проигравшим именно США».

11 апреля министр иностранных дел КНДР также раскритиковал решение о приостановке членства РФ в Совете ООН по правам человека как неоправданный акт, нацеленный на достижение предвзятой и односторонней политической цели без научного основания и юридической обоснованности, и отметил, что «ООН и международные организации не должны повторно использоваться как средство США для оказания неприятным странам политического давления, угрозы и шантажа».

 20 апреля появился материал «Что показывает событие массового убийства в городе Буча», в котором были перечислены аргументы российской стороны и сделан вывод о том, что «США и Запад не разборчивы в подлых способах для того, чтобы достичь своей нечистой цели – очернить имидж России и изолировать в международном отношении» .

В целом, агентство ЦТАК и газета «Нодон Синмун» постоянно печатают материалы и комментарии в поддержку операции и жестко критикующие США как главного зачинщика конфликта. Более того, в преддверии даты признания представители просеверокорейского интернет-СМИ «Пульгынбёль-ТВ» приняли участие в «пресс-туре Zа правду» и посетили недавно освобождённые города, в том числе, Лисичанск. Опубликованные ими материалы также выражали всестороннюю поддержку «специальной военной операции».

Понятно, что в ответ Украина немедленно разорвала дипотношения с КНДР. В заявлении, размещенном на его веб-сайте, министерство иностранных дел Украины заявило, что решительно осуждает решение Северной Кореи признать «так называемую независимость территорий, временно оккупированных Российской Федерацией в Донецкой и Луганской областях Украины», добавив, что политические и экономические контакты страны с Северной Кореей уже были приостановлены из-за международных санкций, введенных в отношении Пхеньяна. Президент Украины Владимир Зеленский тоже заявил, что Украина «очень жестко на всех уровнях» отреагирует на признание КНДР независимости ДНР и ЛНР.

Однако надо понимать, что в течение очень долгого времени отношения Киева и Пхеньяна находились в замороженном виде — на Украине посольства Северной Кореи нет и его представительство осущемтвляет посольство России. Именно поэтому действия Киева выглядят весьма решительно, но на самом деле никак не усугубляют международную ситуацию.

Интереснее два других вопроса. Первый — каким будет российское понимание этой северокорейской инициативы и что от этого получит КНДР? Меркантильные соображения Пхеньяну приписывают в основном либеральные комментаторы, но весьма ожидаемо то, что за подобную поддержку Россия окажет своему союзнику встречную помощь. Какую? Хороший вопрос, т.к. формально Россия ещё не заявляла о том, что на фоне радикально изменившейся международной обстановки она официально перестаёт поддерживать санкционный режим в отношении Севера. Обвинения США и их союзников в том, что Россия не соблюдает свои обязательства, либо закрывает глаза на контрабанду, автору неизвестны.

Однако, уже можно вспомнить, как Москва и Пекин наложили вето в ООН на американский проект санкционной резолюции в отношении КНДР. Раньше такого не было и можно обратить внимание на то, что такой шаг провёл черту под прежним миропорядком. И потому усиление дипломатической поддержки и поставки гуманитарной помощи, не нарушающей санкции, весьма вероятны.

Как отмечает российский китаист Алексей Маслов, одна из целей Северной Кореи состоит в увеличении и усилении контактов с Россией, признание независимости республик может помочь странам сблизиться, однако в краткосрочной перспективе Россия не будет резко менять свою политику в отношении КНДР. Так что прямой выгоды ни для Северной Кореи, ни для ЛНР и ДНР в обозримом будущем не будет.

Не менее интересен вопрос о том, какую форму приобретёт северокорейская поддержка ДЛНР помимо дипломатического признания. Здесь тоже возможны разные варианты, и чтобы очертить границы, автор хочет вспомнить сюжет украинской пропаганды, который появился задолго до СВО и был настолько глуп и карикатурен, что был вымаран из интернета примерно через полчаса после того, как эта новость «появилась». Оказывается, по версии Киева, что под видом бурятов против украинского государства якобы воюет северокорейский спецназ. Именно этим объясняются как успехи, разительно отличающие его, так и ужасающая жестокость, проявляющаяся в том числе в том, что на захваченных ими территориях северокорейцы ели всех бродячих и домашних собак, причём последних жестоко умертвляли и готовили в присутствии хозяев.

Возможно, что нам стоит ждать воскрешения таких фейков, однако куда более вероятен вариант, что Северная Корея ограничится информационной поддержкой, поскольку организовать даже экономическую будет слишком трудно. Но как бы то ни было, Москва будет помнить, что сделал Пхеньян.


Публикация доступна на сайте издания «Новое Восточное Обозрение» >>>