Российско-японское энергетическое сотрудничество «защищено» национальными интересами Японии

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Анатольевич Корнеев опубликовал колонку «Новые направления энергетической политики Японии и сотрудничество с Россией в условиях санкций» на сайте Российского союза по международным делам (РСМД).


В октябре 2020 г. правительство Японии официально заявило о цели достичь полной углеродной нейтральности экономики к 2050 г., а в декабре 2020 г. был представлен проект Стратегии «зеленого роста» — документа, закрепляющего эту цель. В течение еще полугода в документ вносились дополнения и корректировки, и летом 2021 г. была опубликована доработанная версия, учитывающая замечания от представителей бизнеса, органов власти, экспертного сообщества и др. Стратегия «зеленого роста» предполагает введение новых принципов бюджетной, фискальной и инвестиционной политики, разработку более совершенных правил стандартизации, а также развитие международного сотрудничества. Очевидно, что достижение углеродной нейтральности к 2050 г. потребует больших финансовых и профессиональных ресурсов, не говоря уже о создании и внедрении инновационных технологических решений в электроэнергетике, промышленности и сфере транспорта. Эти секторы должны в первую очередь способствовать снижению выбросов CO2 и других парниковых газов на всем протяжении производственно-сбытового цикла.

[...]

Есть уже и конкретные достижения. Весной 2020 г. на территории префектуры Фукусима заработал крупнейший в мире завод по производству водорода с помощью возобновляемых источников энергии установленной мощностью 10 МВт. В число соучредителей проекта вошли Toshiba Energy Systems & Solutions Corporation (Toshiba ESS), New Energy and Industrial Technology Development Organization (NEDO), Tohoku Electric Power Co и корпорация Iwatani. Водород производится с помощью электролиза воды на основе электрической энергии, вырабатываемой солнечными электростанциями, и будет использоваться для питания стационарных батарей и двигательных установок транспортных средств, работающих на топливных элементах. Мощность завода — до 100 кг или 1200 нм³ водорода в час, чего хватит для полной заправки 560 автомобилей ежедневно. Также в Японии достаточно широко распространены водородные электростанции малой мощности (до 100 кВт) в коммерческом и коммунально-бытовом секторах, которые статистически относятся к распределенной генерации.

[...]

Тематика новых и возобновляемых источников энергии для Японии очень актуальна. Есть и варианты сотрудничества с Россией. Например, в сентябре 2019 г. АО «Русатом Оверсиз» и Агентство по природным ресурсам и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии подписали в Токио соглашение о сотрудничестве в сфере совместной разработки в 2020–2021 гг. технико-экономического обоснования пилотного проекта экспорта водорода из России в Японию. В этом пилотном проекте рассматривается возможность производства «зеленого» водорода на Сахалине для японского рынка методом электролиза (с помощью электроэнергии, полученной от ВИЭ). Предполагаемый объем экспорта российского водорода в Японию мог достигнуть 100 тыс. т к 2030 г. К сожалению, в текущих геополитических обстоятельствах подобного рода проекты, требующие привлечения не только финансирования, но и японских технологий, скорее всего, будут заморожены на неопределенный срок.

[...]

В области экономического сотрудничества действительно стоит ожидать существенного спада инвестиций и вообще снижения активности японского бизнеса на российском направлении, но энергетика, можно сказать, «защищена» национальными интересами Японии. Один из бывших чиновников высокого ранга, занимающий пост в крупной корпорации и отвечающий там за развитие энергетического сотрудничества с Москвой, уверен, что уход японских компаний из российского нефтегазового сектора является крайне негативным сценарием, который очень хотелось бы исключить. Большая часть японских инвестиций в энергетику в России была осуществлена при поддержке и под руководством правительства Японии, поэтому официальный Токио всячески избегает санкционных заявлений на эту тему.

[...]

Текущие события на Украине привлекают внимание официального Токио лишь в контексте сохранения торгово-экономических и союзнических отношений с Соединенными Штатами и другими странами Запада, но что касается собственных национальных интересов, в Японии не видят достаточных оснований для разрыва энергетического сотрудничества с Россией. Более того, все обязательства по ранее заключенным контрактам российская сторона всегда выполняла в срок и в полной мере, а это важно для продолжения положительной динамики двустороннего взаимодействия. Удобной для Японии является ситуация, когда она показывает Западу готовность прекратить высокотехнологическое сотрудничество с Москвой (например, в области перспективных проектов по водороду и другим возобновляемым источникам энергии), но при этом сохраняет позиции, напрямую влияющие на энергетическую безопасность страны. Все дело в том, что Япония, несмотря на желание перейти к безуглеродной экономике, не скоро сможет отказаться от первичных энергоресурсов, и значение России как надежного поставщика еще долго будет достаточно высоким.


Полностью колонку читайте на сайте РСМД >>>