С армией все сложнее

Через 10 дней после того как Си Цзиньпин в 2012 году возглавил КПК, он повысил в звании генерала Вэй Фэнхэ, который командовал артиллерийским корпусом, отвечавшим за ядерный арсенал. Казалось, карьерный рост ему гарантирован. Увы, сейчас Вэй ожидает суда за взятки и, возможно, за разглашение секретов. Кампания против продажных чиновников распространилась на Вооруженные силы КНР. Начальники наживались на продвижении подчиненных по службе и откатах от фирм за поставку вооружений.

<...>

Научный руководитель ИКСА РАН Александр Лукин отметил: «Си Цзиньпин борется с коррупцией давно. Сейчас в фокусе армия. Но это не значит, что в других сферах ее не искореняют. А с армией все сложнее. Это фактически государство в государстве. Армия, конечно, контролируется Коммунистической партией. Но с другой стороны, НОАК – это основа власти Коммунистической партии. Она привела к власти партию. У военных есть привилегии. Если вы полетите на самолете, поедете на поезде или пойдете в театр, то обнаружите везде надписи: военные идут первыми. Даже в правилах дорожного движения у них есть определенные привилегии. Очевидно, раньше НОАК стояла особняком. А теперь решено, очевидно, ввести и там надлежащий надзор.

Коррупция есть не только в армии. Даже в СССР после Сталина не было таких скандалов со знаменитыми партийцами. Бо Силай был кандидатом в члены политбюро, мэром громадного города Чунцин. Там жена Бо с помощью охраны устроила убийство англичанина, который, как сообщалось, распоряжался ее деньгами.

Коррупция в армии есть. Но не стоит ее уподоблять тому, что происходит у нас. В России и Китае политические системы разные. В Китае все делается централизованно и системно. А у нас, мне кажется, берут тех, кто попался».

 

Полностью материал доступен на сайте «Независимой газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Reuters