Саммит ШОС в Самарканде – за новую повестку и против «опасной деградации»

Вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимира Петровского в журнале «Международная жизнь».


Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде вызвал небывалый международный резонанс. ШОС называли нарождающейся альтернативой «большой семерке», а на Западе усилились алармистские настроения. Встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина на полях саммита ШОС в Самарканде напугала США, пишет, например, The Washington Times. В Америке заявили, что их союз не сулит Западу «ничего хорошего», Вашингтон должен решительно противостоять этим «коварным силам».[1]

Чем же так напугал саммит ШОС? Ведь в совместной декларации по его итогам подчеркивается, что объединение не направлено против других государств и открыто к взаимодействию с другими странами. При этом, с учетом "опасной деградации" международной ситуации лидеры стран ШОС выступают за более справедливый и многополярный миропорядок; за недопустимость одностороннего применения экономических санкций; дальнейшее нераспространение ядерного оружия в мире и продолжение ядерного разоружения; недопустимость использования климатической повестки для введения ограничений и вмешательства в дела государств под предлогом противодействия терроризму.[2]

Встреча Владимира путина и Си Цзиньпина на полях саммита действительно продемонстрировала особый характер двусторонних отношений стратегического партнерства. Позиции лидеров наших стран по всему спектру вопросов международной повестки очень близки и оценивались ими на встрече в почти одинаковых выражениях. «Следует поддерживать усилия друг друга по защите безопасности и интересов развития. Важно не допустить попыток внешних сил провоцировать цветную революцию, совместно противодействовать вмешательству в дела других стран под каким бы то ни было предлогом», — заявил на саммите председатель КНР.[3]

Может, именно это вызвало особое раздражение на Западе? Однако во всем остальном мире таких настроений явно не разделяют. ШОС становится все более привлекательной, и целый ряд стран заявляет о своем желании присоединиться к ней. Саммит ознаменовался завершением процесса вступления в ШОС Ирана и началом процесса приёма в организацию Республики Беларусь. Статус партнёра ШОС по диалогу был предоставлен Египту, Катару, Саудовской Аравии; началась процедура получения такого статуса Бахрейном, Кувейтом, Мальдивами, Мьянмой и ОАЭ.

ШОС очевидно становится крупнейшей в мире региональной организацией. В её странах-участницах проживает более половины населения планеты и создаётся около четверти мирового валового продукта. Но главное не в механическом сложении показателей ШОС, а в ее реальной роли по обеспечению региональной и мировой безопасности и сотрудничества. А поскольку таковая растет, то это объясняет и рост привлекательности организации.

ШОС, основанная на равных правах участников и консенсусом в принятии решений, действительно не противопоставляет себя никому. И если ее считают альтернативой «большой семерке», то потому, что она демонстрирует более привлекательную модель международного сотрудничества, в отличие от западной, особенно сейчас, когда усилиями Запада с его эгоизмом и санкционной политикой обострилась мировая геополитическая ситуация, а мировая экономика столкнулась с серьезными рисками.

В этих условиях ШОС стремится обезопасить себя и остальные страны от этих рисков, приняв на саммите решения по усилению экономической взаимосвязанности, развитию транспортного сообщения, сохранению цепочек производства и поставок, постепенному переходу к расчетам в национальных валютах. Эти и другие решения явно акцентируют «экономическую идентичность» и усиливают вектор экономического сотрудничества организации.

Саммит в Самарканде показал, что ШОС постепенно, но уверенно превращается в один из «столпов» будущего мирового политического и экономического порядка, действительно сбалансированного, справедливого и эффективного.


Публикация доступна по ссылке >>>