Вышла статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимира Петровского для журнала «Международная жизнь».
Вторая часть европейского турне председателя КНР наверняка стала для него более спокойной и приятной – ни попыток давления и угроз, ни дипломатических каверз. Она, кстати, тоже была отмечена, в китайском духе, политическим символизмом. Си Цзиньпин прибыл в Сербию в 25-летнюю годовщину натовской бомбардировки китайского посольства в Белграде – и это был явный сигнал Североатлантическому альянсу: не забудем.
Еще одна особенность китайской дипломатии, которая также проявилась во время визита – предельно индивидуализированный тип партнерства с той или иной страной. Для Китая и Сербии это «стальная дружба» — именно такую формулу используют в обеих странах в качестве характеристики двусторонних отношений.
Си Цзиньпин и Александр Вучич обсудили ряд политических вопросов – Пекин вновь поддержал позицию Белграда по Косово, а Сербия – китайскую позицию по Тайваню. Но в первую очередь Китай видит в Сербии важного партнера в реализации своего стратегической Инициативы Пояса и Пути. Речь идет о скорейшем завершении строительства скоростной железнодорожной магистрали Белград—Будапешт протяженностью 350 км, которое ведут китайские компании, с перспективой ее продления до македонской столицы Скопье и дальше до греческого порта Салоники. По планам Пекина именно магистраль Салоники—Будапешт должна стать в будущем одной из ключевых при доставке китайской продукции в Европу.[1]
И еще насчет «стальной дружбы». Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Сербии Александр Вучич подписали совместное заявление о построении «китайско-сербского сообщества единой судьбы в новую эпоху». Сербия стала первой европейской страной, которая создаст такое сообщество с Китаем.[2]
Государственный визит Си Цзиньпина в Венгрию также был исполнен символизма – он был приурочен к 75-летию установления дипломатических отношений.
Венгрия и Китай обсудили сотрудничество в рамках Инициативы Пояса и Пути (кстати, Венгрия присоединилась к ней первой из европейских стран еще в 2015 г.). Были подписаны 18 соглашений о сотрудничестве в сферах железнодорожной и электромобильной промышленности, в области использования ядерной энергии и других. Список совместных проектов впечатляет - строительство завода по производству электробусов BYD, строительство первого в Европе завода по производству электрокаров (вспомним, что в Париже Си Цзиньпину грозили антидемпинговыми расследованиями именно по электромобилям), подготовка грузовой железнодорожной линии в обход Будапешта и высокоскоростной железной дороги до международного аэропорта Будапешта, разработка станции зарядки для электромобилей в Венгрии, открытие нового пограничного перехода между Сербией и Венгрией, перспективы строительства нефтепровода между Сербией и Венгрией.[3]
Во время переговоров председателя КНР и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана было объявлено о решении поднять двусторонние отношения до уровня «всепогодного всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху».[4] Такой особой, продвинутой формулы отношений стратегического партнерства с Китаем достигли лишь пара-тройка государств.
Позиция Сербии и Венгрии по Украине, которые поддержали и поддерживают китайский план мирного урегулирования, также важна для Пекина. Да и в целом становится окончательно понятной главная цель европейского турне председателя КНР – развивать отношения с теми из европейских стран, которые хотят этого, и не тратить время на дипломатические препирательства с Брюсселем.
[1] Китай войдет в Европу через Белград.
[2] Си Цзиньпин и Александр Вучич подписали совместное заявление.
[3] Венгрия и Китай по итогам переговоров первых лиц подписали 18 соглашений.
[4] Китай и Венгрия повысили уровень двусторонних отношений.
Читайте материал на сайте журнала «Международная жизнь».
Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.
Фото: Sergei Savostyanov / Sputnik / Profimedia