Следующий год станет важной вехой в истории российско-китайских отношений

Директор Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев в авторской статье для «Российской газеты» рассказал об успехах и перспективах сотрудничества России и Китая.


В середине октября Пекин ждет президента России, принявшего приглашение лидера КНР Си Цзиньпина принять участие в юбилейном форуме китайской инициативы «Один пояс, один путь». В китайской столице к приезду Владимира Путина готовятся серьезно: ответный визит российского президента может стать не менее знаковым и наполненным смыслами, чем государственный визит в Москву председателя Си в марте текущего года. Тогда именно российская столица стала первым зарубежным городом, который посетил Си Цзиньпин после его переизбрания на высшие государственные посты КНР, и уже в этом был глубокий символизм. А слова китайского руководителя, обращенные к президенту Путину, о благодарности за поддержку Китая со стороны России до сих пор цитируются экспертами в обеих странах.

Во время мартовского визита лидерам двух великих евразийских держав удалось решить много вопросов, было подписано два совместных заявления, объявлено о масштабных перспективах инвестиционного сотрудничества. Однако, по словам представителя крупной российской компании в Шанхае, главным итогом визита председателя Си стал импульс китайскому бизнесу – более активно работать с Россией. Опасения вторичных санкций со стороны США в прошлом году были главной причиной, замедлявшей российско-китайское деловое сотрудничество - сегодня эти опасения существенно снизились, и прежде всего благодаря позитивным сигналам, идущим от руководства КНР в адрес китайского бизнес-сообщества.

За полгода, прошедшие с визита Си Цзиньпина в Россию, российско-китайские экономические связи существенно расширились. Цифры товарооборота ежемесячно демонстрируют стабильный рост на 25-35% и по итогам года уже неизбежно превзойдут планку в 200 млрд долларов. Существенно упрощено таможенное оформление грузов на новых пограничных переходах. Введен взаимный безвизовый режим для организованных туристических групп – первый шаг к безвизовому перемещению граждан двух стран через границу. К лету текущего года Россия впервые в истории стала крупнейшим экспортным рынком для китайских автомобилей, и автопроизводители КНР уже активно локализуют производство легковых машин на российских заводах.

Россия разворачивает пути транспортировки энергоносителей из Европы на Юг и Восток, а Китай нуждается в экономичном и экологичном топливе

Однако лидерам двух великих держав придется не только рапортовать друг другу о достижениях, но и решать важные стратегические задачи расширения партнерства в экономике. Встреча на Третьем форуме международного сотрудничества «Пояс и путь» может внести ясность в план сопряжения этой амбициозной китайской инициативы с российским проектом Евразийского экономического союза. О сопряжении многие говорят и в Москве, и в Пекине, однако пока мало кто представляет себе четкую дорожную карту этого мегапроекта, способного на практике реализовать идею российского президента о Большом евразийском пространстве. По итогам визита лидера КНР в Москву была образована совместная рабочая группа по сотрудничеству в области освоения Северного морского пути, однако эта перспективная работа нуждается в развитии и новом импульсе.

То же самое можно сказать о долгожданном проекте строительства газопровода «Сила Сибири-2», подписания контракта по которому ждут и в России, и в Китае. Россия разворачивает пути транспортировки энергоносителей из Европы на Юг и Восток, а Китай нуждается в экономичном и экологичном топливе, которое могло бы заменить более «грязный» уголь для растущей китайской экономики. Таким образом, газопровод нужен обеим сторонам, и на переговорах лидеров двух стран эта тема наверняка будет подниматься.

Вероятно, обсуждаться будут и возможности расширения финансовой инфраструктуры. Уже сегодня доля платежей в национальных валютах между Россией и Китаем достигла 80%, однако компании на обоих рынках заинтересованы в построении стабильной инфраструктуры платежей, которая могла бы объединить национальные платежные системы и создать надежную альтернативу западной SWIFT. Требует решения и вопрос допуска на китайский рынок крупнейших российских государственных и частных банков, которые уже заявили о желании начать работу в Китае - ведь крупные китайские банки давно и успешно функционируют в нашей стране.

Вопросы построения новой инфраструктуры для торгового, транспортного, финансового взаимодействия важны как на двустороннем уровне, так и в форматах объединений БРИКС и ШОС, стратегия дальнейшего развития которых непременно будет обсуждаться в ходе визита президента РФ в Китай. Резкое расширение БРИКС на саммите в ЮАР с 5 до 11 государств и еще более стремительный рост числа стран, желающих стать членами объединения, – все это диктует необходимость преобразования БРИКС в полноценную международную организацию, углубления взаимодействия стран-участниц. Перспективы Шанхайской организации сотрудничества, где после присоединения Ирана ждут теперь Беларусь, также чрезвычайно важны для формирования единого пространства безопасности и экономического сотрудничества на евразийском пространстве.

Следующий год станет важной вехой в истории российско-китайских отношений: 1 октября, в День образования КНР, были установлены дипломатические отношения между СССР и новым Китаем. Можно рассчитывать, что предстоящий визит президента России в Пекин накануне этого юбилейного года придаст новый импульс сотрудничеству двух стратегических партнеров во всех областях.

 

Читайте статью на сайте «Российской газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.