Ведущие научные сотрудники Центра корейских исследований ИКСА РАН Константин Асмолов и Александр Жебин в беседе с «Московской газете» рассказали об заинтересованности в импорте одежды, обуви и швейных изделий из Северной Кореи.
Российское посольство в КНДР сообщило, что РФ заинтересована в импорте одежды, обуви и швейных изделий из Северной Кореи. При этом посольство подчёркивает, что подобные проекты должны реализовываться в соответствии с резолюциями СБ ООН, запрещающими импорт из КНДР некоторых товаров, передаёт РИА «Новости»
Произведённые на севере Кореи одежда и обувь пока ещё не являются санкционными продуктами.
«Северная Корея действительно находится под очень серьёзными санкциями, и текстиль под них пока не попал. Но резолюции СБ ООН накладывают на КНДР очень жёсткие и тяжёлые ограничения. Со стороны России мы видим попытку наладить сотрудничество с КНДР, не попав под санкции», — пояснил Константин Асмолов.
Заявление российского посольства в Северной Корее основывается на практических фактах экономического сотрудничества с КНДР в советские годы.
«Советский Союз активно сотрудничал с Северной Кореей в области кооперационного производства: мы поставляли туда ткани и фурнитуру, а корейцы шили одежду и обувь. Там работали несколько десятков наших специалистов, которые следили за качеством производства, помогали освоить технологии. Работа на товарищеском сырье была крупнейшей статьей в нашем экспорте в конце 80-ых. Так что предложение посольства РФ возникло не на пустом месте. У обеих сторон есть опыт экономического сотрудничества. Сейчас сферы этого взаимодействия довольно ограничены в свете известных резолюций ООН. Но кое-что осталось: гуманитарная помощь, здравоохранение, туризм и ряд других сфер. Возобновление дорожного сообщения России с Северной Кореей, о котором сообщалось на днях, свидетельствует о намерении возобновить и экономические отношения. Между нашими странами существует межправительственная комиссия по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая может найти для него новые сферы», — пояснил Александр Жебин.
В советские времена КНДР поставлял фрукты и овощи на Дальний Восток, а в Советском Союзе значительная часть металлургической промышленности работала на северокорейском магнезитовом клинке, напомнил собеседник издания.
В текущей ситуации России не стоит терять не самый, казалось бы, привлекательный из азиатских рынков — северокорейский?
«Считаю этот рынок потенциально многообещающим, — отметил Александр Жебин. — Северная Корея имеет крупные запасы редкоземельных металлов, за которые в мире идёт жесточайшая конкуренция. Эти металлы используются для производства микрочипов и электроники. Также мы получали от Северной Кореи никель и медь».
А что может поставлять КНДР Россия?
«Северной Корее нужно практически всё. В первую очередь, энергия. Но экспорт нефти и нефтепродуктов в КНДР ограничен резолюциями ООН. Возможен экспорт электроэнергии. Российская сторона давно предлагала соединить весь Корейский полуостров линиями электропередач (Южной Корее тоже нужна электроэнергия). Да, северокорейский рынок не такой огромный, как китайский, но всё же представляет для нас экономический интерес», — сказал собеседник «Московской».
По словам Александра Жебина, в 2014 году существовал российско-корейский проект экономического сотрудничества «Победа», предполагавший модернизацию железных дорог в КНДР в обмен на доступ к запасам тех самых редкоземельных металлов.
В 2017 году президент России Владимир Путин ввёл санкции против Северной Кореи — в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 года. Основанием для ограничений как со стороны ООН, так и со стороны России было развитие Северной Кореей своих ядерной и ракетной программ.