Опубликована статья главного научного сотрудника Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН Владимира Петровского в журнале «Международная жизнь».
В поисках новых «вызовов и угроз» Североатлантический альянс добрался до Арктики, при том, что даже в годы холодной войны ее участники избегали милитаризации непосредственно Арктического региона (за исключением того, что траектории стратегических ракет СССР и США, нацеленных друг на друга, проходили над Северным полюсом).
Но ситуация меняется. Недавно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «вступление в альянс Финляндии и Швеции позволит ему [альянсу] укрепить свои позиции на Севере».[1] При такой ситуации семь из восьми стран-членов Арктического совета, - межправительственного органа, управляющего делами Арктики, - будут входить в НАТО. Учитывая, что его члены объявили бойкот России из-за специальной военной операции на Украине (наша страна сейчас является текущим председателем), работа Арктического совета, включая повестку, предложенную Россией, оказалась практически сорвана. То есть, зона противостояния со стороны НАТО фактически расширена до этого региона.
В заявлении Столтенберга есть и еще один интересный нюанс: Пекин и Москва решили активизировать сотрудничество в Арктике, что, по его мнению, «бросает вызов нашим ценностям и интересам".
На этом тезисе стоит остановиться подробнее. Китай и Россия действительно развивают практическое сотрудничество в Арктике, которое становится важным аспектом их отношений доверительного стратегического партнерства и всестороннего взаимодействия.
Стоит ли беспокоиться по этому поводу НАТО? Как известно, Китай действительно принимает активное участие в работе Арктического совета в качестве страны-наблюдателя и при этом полностью признает международно-правовое оформление статуса Арктического региона. К тому же, у Китая в принципе нет военных интересов и военного присутствия в Арктике.
Так что заявление генсека НАТО по поводу «ценностей и интересов» альянса в этой связи не имеет оснований для такого рода заявлений. С определенной уверенностью можно предположить, что западные страны-члены Арктического совета (они же члены НАТО) озаботились по поводу перспектив российско-китайского сотрудничества в Арктике, связанных именно с использованием Северного морского пути (СМП).
Доставка товаров и грузов по СМП из Восточной Азии в Европу будет на 10-13 дней быстрее, чем по южным морям и по Суэцкому каналу (на котором, вдобавок, «всегда-что-то-случается»). В обратном направлении, в Китай, пойдет российский сжиженный природный газ (Китай активно участвует в проектах «ЯМАЛ СПГ» И «Арктик СПГ»). К тому же, на СМП можно не опасаться пиратства и прочих морских угроз. И в этой связи Китай действительно заинтересован в его активном использовании в содружестве с Россией.
При этом западные страны, прежде всего США, оспаривают статус СМП. Они ссылаются на нормы Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), по которым эти акватории считаются международными и должны быть открыты для свободного судоходства. Но в соответствии с той же Конвенцией, страна, чье побережье выходит к таким акваториям, вправе регулировать в них судоходство, что Россия и делает в соответствии со своим законодательством, которое определяет СМП как национальную стратегическую транспортную артерию.
Тем временем ситуация со стороны Запада развивается по агрессивному сценарию. ВМФ США намерен распространить на акватории СМП свою «программу защиты свободы судоходства», которая подразумевает демонстрацию флага и боевое патрулирование. Такая практика в других акваториях, таких как Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, уже не раз приводила к кризисам в американо-китайских отношениях. Похоже, такой же сценарий собирается реализовывать и в этом регионе координатор по Арктике в ранге посла по особым поручениям, который будет «продвигать политику США в Арктике», о чем недавно заявил американский Госдепартамент.
В этом контексте становится вполне понятным заявление министра обороны России Сергея Шойгу о том, что официальное участие Хельсинки и Стокгольма в стратегическом планировании НАТО, а также возможное предоставление территории этих государств для размещения ударных вооружений изменит условия безопасности в Балтийском регионе и Арктике и потребует пересмотра подходов к обороне российской территории.[2]
Российско-китайское сотрудничество в Арктике (стороны договорились о создании межправительственной комиссии, которая будет разрабатывать «дорожную карту» такого сотрудничества), будет носить исключительно мирный характер и станет фактором стабилизации в Арктическом регионе, на фоне попыток НАТО его милитаризовать.
Это вновь подтвердил пресс-секретарь Президента России Д. Песков, который оценил заявление генсека НАТО как негативное и отметил, что сотрудничество России с Китаем в Арктическом регионе направлено на развитие этой зоны и не может нести угрозу для других стран или объединений.[3]
Речь идет о развитии Арктики, освоении ее природных ресурсов и транспортной системы, проведении научных исследований и защите экологической среды. В реализации этих целей российско-китайское сотрудничество в Арктическом регионе может стать стратегическим, при котором Китай получит статус привилегированного партнера России в СМП в обмен на готовность китайской стороны участвовать в его развитии и модернизации.