Союзное предложение

Старший научный сотрудник Центра японских исследований ИКСА РАН Юлия Крячкина в авторской колонке для «Известий» рассказала о том, почему Токио пока не стал частью AUKUS.


С начала 2024 года в мировых СМИ все чаще стали появляться сообщения со ссылками на источники в американской администрации о возможности присоединения Японии к AUKUS — трехстороннему военно-техническому партнерству США, Великобритании и Австралии. Активность обсуждения данной темы нарастала по мере приближения официального визита японского премьер-министра Фумио Кисиды в Вашингтон в апреле 2024-го, по результатам которого и ожидалось официальное объявление о начале сотрудничества Токио и AUKUS.

В итоге в начале апреля представители тройки лишь объявили о начале консультаций по вопросу приглашения Японии к участию в совместных проектах. О рассмотрении такой возможности было упомянуто и в итоговом заявлении Кисиды и Джо Байдена по результатам двусторонних переговоров. При этом японские власти достаточно сдержано комментируют данный вопрос. Сами же члены партнерства указывают, что речь идет не о полноценном вступлении Японии в AUKUS, а о сотрудничестве на проектной основе по так называемому второму треку (Pillar II), включающему в себя разработку и обмен передовыми технологиями, в том числе, двойного назначения, такими как искусственный интеллект, гиперзвуковые ракеты и технологии радиоэлектронной борьбы.

Почему же именно Япония стала первым и основным претендентом на развитие сотрудничества с AUKUS, какие выгоды это несет странам партнерства и какие риски представляет для региональной системы безопасности?

Япония — основной союзник Соединенных Штатов на Тихом океане. Кроме того, это страна с развитым технологическим и промышленным сектором экономики. Логично, что именно Японию страны англосаксонской тройки рассматривали и рассматривают как самого первого претендента на подключение к работе с AUKUS в рамках второго трека. Сотрудничество в подобном формате, с одной стороны, не затормозит процессы первого трека — то есть сделки по продаже Австралии атомных подводных лодок. С другой стороны — создаст дополнительное технологическое преимущество для участников партнерства, получающих доступ к передовым японским разработкам.

Сотрудничество именно в рамках проектов второго трека AUKUS отвечает и интересам самого Токио. Тематика взаимодействия в сфере ядерных вооружений остается слишком чувствительной для японской политики — здесь пока еще сохраняется ряд ограничений, таких как «три неядерных принципа» (не иметь, не производить и не ввозить на свою территорию ядерное оружие). Сдерживающим фактором остается и возможная негативная реакция как японского общества, так и региональных соседей страны на гипотетическое подключение к подобным проектам.

В то же время кабинет Кисиды в последнее время делает значительную ставку на развитие национального ВПК с прицелом на расширение присутствия на международных рынках вооружений. Для этих целей, в частности, поступательно снимаются ограничения на экспорт военно-технической продукции. И сотрудничество с AUKUS открывает перед Японией новые возможности в этой области.

Вместе с тем эксперты отмечают, что на пути партнерства японцев с AUKUS остается еще целый ряд сложностей. Прежде всего, речь идет о проблемах с обеспечением защиты информации в Японии. Заместитель госсекретаря США Крут Кэмпбелл недавно в очередной раз подчеркнул, что Япония пока еще не в полной мере справилась с задачей совершенствования законодательства в этом направлении.

Более того, даже в рамках самой англосаксонской тройки все еще идет процесс согласования юридической базы сотрудничества по второму треку и требуется принятие дополнительных разрешительных мер для передачи информации, связанной с разработкой передовых технологий. Как указывают представители американского конгресса, Австралии и Великобритании еще предстоит пройти необходимую сертификацию на соответствие их законодательства в сфере экспортного контроля требованиям США, дабы исключить утечку новейших разработок в Китай.

К слову, Канада на данный момент остается единственной страной, пользующейся правом на исключение из американского режима регулирования международной торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations, ITAR), что делает ее еще одним претендентом на присоединение к проектам второго трека AUKUS. В качестве возможного партнера тройки называется и Новая Зеландия. И, наконец, нередко в контексте развития технологического партнерства с AUKUS упоминается еще один американский союзник в Азии — Республика Корея.

Япония по сравнению с этими странами обладает более привлекательной технологической базой. Однако стоит упомянуть, что Канада и Новая Зеландия, наряду с США, Великобританией и Австралией, считаются одновременно и членами англосаксонского сообщества по обмену разведывательной информацией Five Eyes, а значит уже имеют более высокий уровень доступа к чувствительной информации, которой готовы делиться американцы. В то время как для азиатских партнеров процесс согласования юридической базы сотрудничества может оказаться дольше.

Состав претендентов на развитие технологического сотрудничества с AUKUS лишний раз указывает на нарастающее технологическое соперничество западного лагеря с Китаем. Официальный Пекин ожидаемо выступает с критикой подобной активизации усилий Вашингтона по привлечению все новых союзников в военно-технологическую гонку. Нередко от представителей китайских властей можно услышать сравнения новых форм партнерств, таких как AUKUS, с Североатлантическим альянсом.

Подобные сравнения с НАТО зачастую звучат и в адрес QUAD, куда входят те же США, Япония и Австралия, а также Индия. Активное развитие проамериканских партнерств в Азии ведет к изменению общего ландшафта региональной безопасности. И роль Токио в этих форматах постоянно растет. Успешное согласование юридических аспектов сотрудничества Японии с AUKUS может приоткрыть дверь и для развития взаимодействия страны с Five Eyes, дискуссии на тему чего идут уже достаточно давно. Однако говорить об устойчивых результатах партнерства можно будет лишь при сохранении его вектора после возможного транзита власти в странах-участницах.

 

Читайте публикацию на сайте «Известий».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Leah Millis / Reuters