Заместитель директора Института Дальнего Востока Российской академии наук Юрий Викторович Кулинцев поделился с ИА «Дунё» мнением об онлайн-саммите «Государства Центральной Азии – Китай», состоявшемся 25 января 2022 года:
«Виртуальная встреча председателя КНР с лидерами пяти стран Центральной Азии стала первым региональным саммитом крупного масштаба в 2022 году.
Вызывает интерес то, что встреча была инициировано китайской стороной. К тому же круглая дата – 30-летие установления дипломатических отношений – это хороший геополитический повод продемонстрировать те положительные результаты, которые были достигнуты Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном в рамках сотрудничества с Китаем.
Для стран Центральной Азии развитие сотрудничества с Китаем позволяет диверсифицировать внешнеполитическую повестку, несет определенные экономические и финансовые выгоды. Китай, в свою очередь, борется за растущий центральноазитский рынок и за геополитическое влияние в регионе. Экономические интересы Пекина сосредоточены на расширении энергетического сотрудничества, поддержании стабильной работы газопроводных линий, импорте экологически чистой и высококачественной сельскохозяйственной продукции из стран ЦА, а также развитии перспективных направлений взаимодействия в сферах IT, больших данных, облачных вычислений.
Важными пунктами Совместного заявления, принятого по итогам саммита, являются «намеченные направления взаимодействия на будущее», о которых договорились главы государств. Конкретизация данных направлений представляет собой дополнительные гарантии участников продолжать «на основе учета интересов друг друга совместными усилиями и дальше содействовать развитию стратегического партнерства». Это прямой посыл третьим странам, в том числе и России, которая должна не отставать и учитывать складывающуюся в регионе конъюнктуру при развитии сотрудничества со странами Центральной Азии.
Одним из наиболее содержательных выступлений на саммите стала речь президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который озвучил ряд конкретных предложений. Примечательно, что эти предложения выходят за рамки двусторонней повестки и касаются всего региона. Выдвижение подобных инициатив говорит о готовности Узбекистана брать на себя политическую ответственность. В частности, инициатива о разработке совместной Стратегии Нового экономического диалога «Китай–Центральная Азия» предусматривает принятие адресных мер по обеспечению беспрепятственной торговли и наращиванию объемов поставок готовой продукции из стран Центральной Азии в Китай, а также нацелена на формирование общего пространства промышленной кооперации и локализации для производства импортируемой странами региона продукции с привлечением китайских технологий.
Одновременно узбекская сторона предлагает и механизмы для реализации своих предложений. Так, создание Координационного комитета на уровне заместителей глав правительств стран Центральной Азии и Китая выглядит наиболее рациональной опцией для решения оперативных вопросов по обеспечению бесперебойного грузопотока и развития транс-региональных логистических сетей. С экспертной точки зрения, создание подобного координационного комитета является обязательным для перехода к практической реализации проекта строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
В контексте ответов на глобальные вызовы крайне своевременным и актуальным является призыв Ташкента к взаимному признанию сертификатов о вакцинации. С учетом действий Китая по реализации вакцинной дипломатии (сотрудничество в рамках поставки вакцин и противоэпидемических средств, планы по совместному изготовлению вакцин и по передаче ряда технологий в данной сфере), следует ожидать, что имеющийся у Узбекистана опыт по производству узбекско-китайской вакцины против коронавируса может быть успешно масштабирован на другие страны региона».
Интервью с Ю.В.Кулинцевым опубликовано на сайте информационного агентства «Dunyo» (Узбекистан} >>>